secretmag.ru
Опубликовано 19 августа 2021, 18:24
7 мин.

Прибыль от благотворительного проекта «Доброшрифт» стала причиной раздора между партнёрами

Благотворительный фонд «Подарок ангелу» обвинил своих бывших партнёров из рекламного агентства Smetana в присвоении проекта «Доброшрифт», помогающего детям с детским церебральным параличом (ДЦП) и другими особенностями развития. По словам представителей фонда, собранные в рамках инициативы деньги дети так и не увидели, и вот уже почти год они крутятся в агентстве по непрозрачным схемам. Впрочем, Smetana утверждают, что не знали о необходимости предоставлять отчётность по требованию, и считают себя единоличными обладателями нашумевшего в благотворительной среде бренда.

Прибыль от благотворительного проекта «Доброшрифт» стала причиной раздора между партнёрами

Проект «Доброшрифт», ставший причиной раздора, появился в результате развития социальной кампании «Спасибо» бизнесмена Александра Сёмина и фонда «Подарок ангелу» в 2018 году. Баннеры этой кампании долгое время висели на улицах Москвы и МО. На них было неровно написано слово «Спасибо». Поясняющая надпись рядом говорила, что ребёнок с ДЦП пишет это слово 60 минут, в то время как помочь ему можно всего за минуту. Благодаря кампании средства получили почти 1500 подопечных фонда.

В 2019 году идею подхватило креативное агентство Smetana, также раздумывавшее над использованием шрифтов детей с особенностями, и компания «Смерч». Их совместный с фондом «Подарок ангелу» проект выпускал специальные брендированные товары (мерч), в дизайне которых использовались прописи детей с ДЦП и другими врождёнными заболеваниями. Деньги от продажи этих товаров предполагалось направить в пользу особенных детей. Кроме того, на сайте «Доброшрифта» можно прочитать историю каждого ребёнка, создавшего свою букву, и сделать пожертвование.

Надписи добрым шрифтом регулярно использовали различные бренды, чтобы привлечь внимание к проблеме детей с ДЦП. Проект и его руководители успели получить за эти годы несколько престижных наград.

Но в августе 2021 года разразился скандал вокруг регистрации фонда «Доброшрифт», который запустил Андрей Бузина.

Решение Бузины зайти в благотворительность вызвало резкую реакцию у его партнёров из фонда «Подарок ангелу». В частности, его обвинили в том, что Smetana уже почти год не перечисляет деньги, полученные с продаж мерча, а проект «Доброшрифт» и вовсе был присвоен без согласования со всеми авторами и участниками.

Версия фонда

С 2020 года агентство Smetana начало самостоятельно продавать мерч через сайт проекта «Доброшрифт», выкупив товары у производителя, компании «Смерч», на неизвестных условиях.

«Никакой прозрачности в этой истории не было с самого начала», — заявила руководитель специальных проектов фонда «Подарок ангелу» Евгения Серикова изданию «Такие дела».

Тем не менее партнёры сделали упор именно на продвижении и продаже мерча. При этом фонд «Подарок ангелу» выступал не только в качестве получателя средств на благотворительность, но и в качестве полноценного партнёра, который вёл коммуникации, привлекал консультантов и административные ресурсы, рассказала Серикова.

По её словам, фонд подписал лицензионный договор, по которому бренд «Доброшрифт» закреплялся за агентством Smetana. При этом «Подарок ангелу» долго пытался согласовать с партнёром все необходимые документы, чтобы разграничить ответственность и права сторон, но они так и остались без подписи: якобы Андрей Бузина в одностороннем порядке «замял» диалог о совместной ответственности и ведении дел.

В феврале 2021 года Бузина «за спиной у фонда» зарегистрировал торговую марку проекта «Доброшрифт» на себя и принадлежащую ему компанию «Бренд ФМ». 18 августа предприниматель написал пост о запуске отдельного фонда фондов «Доброшрифт». Глава «Подарка ангелу» Анастасия Приказчикова тут же отреагировала на это заявление в своём Facebook-аккаунте, заявив, что с этого дня её организация не имеет никакого отношения к проекту Бузины.

«По сути, у нас забрали проект, который появился из нашей же социальной кампании "Спасибо". Здесь вопрос идёт об этической и репутационной составляющих, если убрать финансовые аспекты», — указала Приказчикова.

Также, по словам Приказчиковой, фонд так и не получил средства за проданные в 2020 и 2021 годах товары «Доброшрифта», за реализацию которых отвечала Smetana. Не пошли они и подопечным, вопреки заявлениям агентства.

По версии фонда, его представители много месяцев требовали от агентства перечислить средства, чтобы направить их детям и подготовить отчёты, но партнёры каждый раз увиливали от взаимодействия под разными предлогами. «А это значит, что обмануто огромное количество людей, которые покупали мерч для того, чтобы помочь детям с церебральным параличом в рамках проекта», — убеждена глава фонда.

В отдельном посте основательница фонда указала, что «Доброшрифт» всегда был благотворительным проектом, поэтому жертвователи должны иметь возможность получать отчёт о продвижении средств. Приказчикова рассказала, что партнёры фонда до последнего надеялись на добросовестность Smetana и мирное урегулирование конфликта. В конечном итоге в «Подарке ангела» решили, что не могут допустить использования темы детей с ДЦП в непрозрачных коммерческих целях.

Версия агентства

«Наш креативный директор Михаил Вишневский разработал идею "Доброшрифта" в декабре 2018 года. Я зацепился за эту идею, она мне очень понравилась, я увидел в ней большой коммуникационный потенциал. Она очень проста, но способна объединить большое количество компаний, брендов, которые создадут позитивное информационное поле», — рассказал Андрей Бузина изданию «Такие дела». Он подчеркнул, что кампания «Спасибо» от «Подарка ангелу» косвенно пересекалась с «Доброшрифтом», но не повторяла его, а саму механику якобы придумало агентство.

Фонд, отметил глава Smetana, знал о планах на регистрацию товарного знака и подтверждал авторство, права на проект и все создаваемые материалы. При этом у партнёров была договорённость не привлекать к кампании другие НКО в течение определённого времени, но «срок этого эксклюзива кончился, и мы решили двигаться дальше», рассказал Бузина. Проект «Доброшрифт», по его словам, длился всего один год и завершился в сентябре 2020 года. Как указывал фонд, присылать отчёты о денежных средствах прекратили с октября.

В комментарии «Таким делам» Бузина утверждает, что он предлагал Приказчиковой развивать новый инклюзивный проект вместе. Конфликт же, по его словам, разгорелся из-за того, что «Подарок ангелу» якобы настаивал на том, чтобы получить исключительные права на кампанию и стать её единоличным бенефициаром.

«Это пошло вразрез с мнением команды», — пояснил Бузина.

Что теперь?

Глава Smetana заявил, что готов к публичному аудиту проекта «Доброшрифт». Бузина также отметил, что предоставил «Подарку ангела» отчётность по благотворительному мерчу. О готовности взять на себя затраты на аудит уже заявил генеральный партнёр проекта Росбанк, но от комментариев по поводу сложившейся ситуации представители кредитной организации отказались до выяснения всех деталей.

Андрей Бузина также раскрыл, как распределяются доходы с реализации благотворительных товаров. По его словам, 79% их стоимости образуют расходы на материалы, производство, зарплаты, комиссии и налоги, а 21% идёт в фонд. «Агентского интереса здесь нет», — подчеркнул он. О претензиях к непредоставлению отчётности Бузина якобы узнал лишь в конце июля 2021 года, после чего за две недели подготовил все необходимые документы.

В «Подарке ангела» указали, что отчёт стал доступен 16 августа только после трёхсторонних переговоров с участием Росбанка.

Как рассказала «Секрету» руководитель специальных проектов фонда «Подарок ангелу Евгения Серикова, представленной отчётности недостаточно для прояснения всех вопросов, накопившихся к агентству. Сейчас фонд больше всего хочет получить полную информацию по продажам и копии договоров с коммерческими партнёрами, которым Smetana продавала мерч со скидкой.

«Исходя из первичных договорённостей, стоимость худи с нашими шрифтами составляла 4200 рублей, из которых 1400 рублей должны были отойти фонду и детям с ДЦП, а 2800 рублей остаться в агентстве, при этом себестоимость товара составляла менее 2000 рублей. Агентство продавало худи партнёрам за 2800 рублей, а на сайте у них цена стояла уже 5500 рублей. Следовательно, фонд должен был получить на 1300 рублей больше, то есть 2700 рублей, но вместо этого получает меньше договорённого — 19%, или чуть более тысячи рублей. Сейчас они наконец перечислили в фонд 2,349 млн рублей, но это в разы меньше того, что нам полагается», — подсчитала Серикова.

Что до обозначенного распределения средств, у фонда до сих пор остаются вопросы, например, о том, куда ушли почти 80% доходов от мерча, если затраты на его производство по договорённостям закрывали партнёры. По словам Сериковой, им есть с чем сравнивать: предыдущий их партнёр действовал куда прозрачнее.

«Буквально через две недели после запуска первого “Доброшрифта” компания “Смерч” перевела нам первый транш благотворительного пожертвования, а также сделала полную выгрузку по числу продаж, сообщила, какие позиции лучше продавались, передала контакты людей. Мы могли потом отправить донорам отчёт, когда нам поступили все средства. Всё было максимально прозрачно и открыто», — рассказала представитель фонда «Таким делам».

Пока фонды утрясают денежные вопросы, в комментарии к постам фигурантов скандала пришли благотворители и представители других НКО. Их взгляды на конфликт разделились, но большинство комментаторов отметили, что запуск фонда фондов на фоне скандала негативно отразится не только на его перспективах, но и на отношении людей ко всей благотворительной сфере. Участники отрасли беспокоятся, что любая непрозрачность не способствует доверию к тем, кто занимается привлечением и распределением средств в помощь нуждающимся. Не улучшают ситуацию и другие сомнительные истории, связанные с агентством Smetana и его руководителем: по свидетельству бывших партнёров, Бузина регулярно трактовал договорённости с ними в свою пользу и утаивал причитающиеся им деньги и доли.

О репутационном уроне говорят и в «Подарке ангелу», в который уже несколько месяцев пишут доноры с просьбой предоставить отчёт о продвижении средств. Несмотря на это, Smetana намерена и дальше развивать проект «Доброшрифт» и распространить его на другие фонды, расширив перечень категорий для помощи. Как уточнил глава агентства «Таким делам», новая НКО уже проходит регистрацию в Минюсте.

Фото: [facebook.com] (https://www.facebook.com/fontofkindness/photos/392453698797049)

Ещё ближе к делу — главные новости и самые интересные истории в нашем Telegram-канале.