Предприниматели предложили штрафовать маркетплейсы за дискриминацию продавцов
Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса «Опора России» обратилась к Минэкономразвития, Минпромторгу и Центробанку с жалобой на цифровые экосистемы. Президент организации Алексей Кожевников заявил, что рост числа маркетплейсов грозит дискриминацией их действующих и потенциальных пользователей, а также давлением на ценовую политику поставщиков товаров на онлайн-площадки. Чтобы торговые платформы не диктовали ценообразование и не понижали мелких продавцов в поисковой выдаче, глава ассоциации предложил штрафовать маркетплейсы за нарушения на сумму до 1 млн рублей.
По словам Алексея Кожевникова, Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «Сбермегамаркет», AliExpress, eBay и прочие могут диктовать партнёрам ценовую политику и продвигать в поисковой выдаче конкретные магазины. Поэтому для платформ нужно узаконить правила, которые не дадут дискриминировать пользователей, продавцов и исполнителей работ. «Опора России» разработала свою концепцию и направила её замминистра экономического развития Владиславу Федулову, замминистра промышленности и торговли Виктору Евтухову и председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной.
Контроль за работой маркетплейсов предложили отдать Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Ей дадут полномочия выдавать предупреждения, а после — заводить дела о нарушении антимонопольного законодательства и применять «оборотные» или фиксированные штрафы в размере от 500 000 до 1 млн рублей.
Без чётких правил игры предприниматели и потребители могут попасть в рабство к цифровым платформам, которые захватывают все товарные рынки, уверен Кожевников. Чем дальше будут откладываться эти меры, тем болезненнее и сложнее это будет для участников рынка.
Позиция властей
По словам замминистра Минпромторга Виктора Евтухова, регулирование отношений между маркетплейсами и поставщиками входит в план восстановления экономики. ФАС должна разработать принципы обоюдного взаимодействия и не допустить диспропорции интересов продавца и агрегатора.
В ФАС отметили, что действующие законы о защите конкуренции уже позволяют пресекать недобросовестные практики и не дают сервисам навязывать ценовую политику. Но в условиях цифровизации экономики законы нужно адаптировать и ввести правила недискриминационного доступа к услугам цифровых платформ и оперативных механизмов защиты для предпринимателей от недобросовестных практик.
Ранее ЦБ заявил о необходимости предотвращать дискриминацию предпринимателей в сфере электронной коммерции, но предупредил, что в случае жёсткого регулирования отечественные маркетплейсы могут уступить позиции иностранным конкурентам.
Позиция маркетплейсов
Сейчас агрегаторы товаров пользуются своим положением: они могут в одностороннем порядке повышать комиссию, менять оферту и сроки приёмки и хранения товаров, задерживать выплаты за отгрузку и диктовать условия акций и скидок. Поэтому продавцы просят установить равную ответственность сторон между поставщиками и маркетплейсами.
Сами онлайн-площадки выступают за саморегулирование. По их словам, это позволит рынку быстро развиваться и даст возможность влиять на отрасль даже небольшим игрокам. А госрегулирование может замедлить развитие электронной коммерции. Маркетплейсы поддерживают предложения лишь частично: в раскрытии правил доступа на площадку, принципах формирования рейтингов, запрете «паритета цен».
Ранее «Секрет» писал о шести юридических правилах для бизнеса при работе с маркетплейсами, которые позволят вам с точки зрения юридической практики и законодательства правильно подготовиться к работе на таких площадках.
Фото: depositphotos.com