Опубликовано 25 декабря 2024, 22:00
2 мин.

«Потребительский экстремизм»: крупный застройщик пожаловался на недовольных квартирами россиян в Генпрокуратуру

«Самолёт» пожаловался Генпрокуратуре на «потребительский экстремизм» дольщиков. Крупный застройщик ГК «Самолёт» пожаловался генпрокурору Игорю Краснову на массовые иски от покупателей квартир. Якобы юристы намеренно подговаривают дольщиков судиться из-за некачественной отделки. В итоге застройщику приходится тратить десятки миллиардов на выплаты неустоек. Девелопер хочет ввести обязательное досудебное урегулирование

Чем недоволен «Самолёт»

Покупатели квартир массово судятся с застройщиком из-за некачественного строительства и отделки. По данным «Самолёта», в 2024 году экспертизу по таким делам провели уже 32 организации — и это только за первые месяцы года.

70% всех судебных дел ведут всего 15 юрфирм. В «Самолёте» уверены: юристы специально подговаривают дольщиков идти в суд, сообщил «Интерфакс».

Насколько все серьёзно?

В Москве и области доля судящихся с застройщиком дольщиков выросла с 13 до 50–55% за последние 3 года. В других регионах этот показатель около 7%.

Судя по всему, «Самолёт» с треском проигрывает суды, потому что суммы выплаченных неустоек неизменно растут:

  • в 2022 году застройщики выплатили 65 млрд рублей;
  • в 2023-м — уже 74 млрд рублей.

При этом штрафы часто превышают стоимость самой отделки, на которую жалуются покупатели, заявил девелопер. Например, в 2024 году средний штраф составляет 19 000 рублей за квадратный метр, хотя сама отделка стоит 16 000.

Что предложил Генпрокуратуре «Самолёт»?

Компания подготовила поправки в законодательство. Среди предложений:

  • ввести обязательное досудебное устранение недостатков;
  • предъявлять новые требования к экспертам, которые проводят экспертизу качества отделки квартир;
  • дать компании отсрочку по уже назначенным выплатам до конца 2027 года.

Как отреагировала Генпрокуратура?

Генпрокуратура переправила предложения в Минэкономразвития.

Министерство «концептуально поддержало» идею улучшить регулирование, но предупредило: нельзя ущемлять права потребителей в пользу застройщиков.

Когда застройщик сдаёт квартиру, её нужно очень внимательно проверить. На что обращать внимание в первую очередь и что делать, если нашли дефекты, — объяснили здесь.