«Помогали всем, но кому-то больше». В финансовой поддержке регионов России нашли фантастическую разницу
В масштабах бюджетной помощи российским регионам нашли фантастическую разницу. Одним субъектам РФ полностью покрыли издержки от кризиса, вызванного пандемией коронавируса, а другим едва компенсировали упавшие доходы.
В 2020 году 57 из 85 российских регионов оказались дефицитными. Многие из них потеряли до 25% доходов из-за обвала цен на энергоносители, и при этом им пришлось нарастить расходы на 20–30% в связи с возросшими тратами на здравоохранение и поддержку граждан.
Forbes изучил данные Федерального казначейства за 2020 год и пришёл к выводу, что размер помощи далеко не всегда зависел от динамики доходов региона или его расходов.
Например, Свердловская область потеряла 3,9 млрд рублей дохода, а расходы подскочили на 51 млрд рублей. Региону дополнительно выделили 39 млрд рублей в виде межбюджетных трансфертов. При этом помощь Кемеровской области, которая оказалась в более бедственном положении, увеличили только на 31 млрд рублей. В кризис доходы региона рухнули сразу на 24 млрд рублей, а расходы взлетели на 46 млрд рублей.
Сахалинской области поддержку вовсе снизили — на 6,8 млрд рублей. Расходы региона сократились на 3,5 млрд рублей, а вот доходы обвалились на 14,5 млрд рублей.
Крым и Дагестан остались абсолютными лидерами по бюджетным вливаниям — им увеличили поддержку в 2021 году на 33 млрд и 43 млрд рублей соответственно. При этом дополнительные вливания в Крым в 28 раз превысили сумму потерянных им доходов, а в Севастополь — в 76 раз, городу выделили 21 млрд рублей. А Чечня и Дагестан увеличили свои доходы, сверх которых получили дополнительные трансферты, на десятки миллиардов рублей.
«Помогали всем, но кому-то больше, кому-то меньше. Кемеровской (области) только-только покрыли её выпадающие доходы, Татарстану — только-только покрыли, Башкирии покрыли лучше. Деньги в виде дополнительных трансфертов субъектам выделены очень разные», — отметила профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич.
Она предположила, что причина противоречивой политики распределения поддержки может состоять в том, что трансферты выделяются не только Минфином, но и множеством министерств. Значимая часть этих денег идёт на реализацию национальных проектов, то есть министерства выделяли деньги в утверждённых пропорциях, не учитывая размер потерь бюджета того или иного региона, добавила профессор.
Ведущий научный сотрудник Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский указал, что регионы получали поддержку на борьбу с коронавирусом в основном в виде дотаций, а величина этих дотаций не зависела от выпавших доходов или какой-либо формулы.
«Есть дотации, которые выплачиваются в "пожарных" ситуациях: например, на бюджетную сбалансированность или отдельным регионам — Чечне или Крыму. Их выделение всегда связано с каким-то произволом», — сказал Чернявский.
По его словам, на величину таких трансфертов могла влиять как заболеваемость, численность населения региона и компактность его проживания, так и, к примеру, тесная связь с федеральными властями. В связи с этим сложно оценить, насколько в итоге объективно распределена эта помощь, заключил эксперт.
Дефицит консолидированных бюджетов российских регионов в 2020 году составил 676,6 млрд рублей, свидетельствуют данные Федерального казначейства. Показатель достиг максимума с 2006 года.
Фото: Pixabay, Pixabay License
Ещё ближе к делу — главные новости и самые интересные истории в нашем Telegram-канале.