Полувагонный кризис. Россиян предупредили о риске резкого подорожания соли
Российские производители предупредили о риске срыва поставок и подорожания соли из-за дефицита транспортных мощностей. Логистика составляет существенную долю в себестоимости пищевого продукта. Тем временем всплеск спроса на полувагоны, в которых соль традиционно поставляется на предприятия, привёл к тому, что заявки компаний удаётся выполнить примерно наполовину.
Дефицит полувагонов, с которыми столкнулись соледобывающие предприятия, может грозить срывом поставок, предупредил Минтранс исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. В письме, отправленном главе министерства Виталию Савельеву, он указал на 40%-й рост ставок на предоставление передвижного состава в последние три месяца, что резко сократило предложение свободного под загрузку железнодорожного парка.
Сейчас, пишет Востриков, собственники вагонов могут гарантировать соледобывающим предприятиям почти в два раза меньше полувагонов, чем требуется. Это уже привело к остановке добычи на ряде площадок и грозит срывом поставок, а также неисполнением обязательств перед контрагентами.
Кроме того, значительный рост ставок на полувагоны и дефицит мощностей может привести к подорожанию соли для потребителей. Предприятий по её производству в России немного, и, как правило, они расположены в удалённых регионах. В связи с этим существенную часть цены на соль формируют логистика и розничная наценка сетей.
В крупнейшем производителе соли в России, оренбургской «Руссоли», подтвердили, что при потребности около 4500 полувагонов в месяц им предоставляют не более 2500. В компании опасаются, что из-за срыва графиков поставок и сохраняющейся необходимости в соли у объектов энергетической и коммунальной инфраструктуры очень скоро запасы продукта сократятся до «критического уровня».
Между тем производители пытаются найти выход из положения. Часть из них, как, например, «Крымский солепромысел», начали задействовать автотранспорт, который обходится дороже. Пока цены остаются на прежнем уровне, но часть дополнительных расходов в результате всё равно ляжет на потребителя, пояснили поставщики.
В 2016–2017 годах российские производители соли уже переживали вагонный кризис — тогда дефицит был спровоцирован со списанием старых составов. Эта проблема разрешилась только к началу 2019-го.
Нынешнее же ограниченное предложение стало результатом «скоординированных действий» собственников и операторов полувагонов, которые хотят увеличить свои доходы за счёт клиентов, считают в «Руспродсоюзе».
В то же время в Союзе операторов железнодорожного транспорта указали, что со второго квартала 2021 года спрос на полувагоны подскочил из-за увеличения погрузки угля, щебня и стройматериалов. Сейчас операторы активно восстанавливают убранный из-за отсутствия спроса в 2019–2020 годах парк и в ближайшее время намерены вернуть около 20 тысяч полувагонов, что должно помочь солепроизводителям справиться с ситуацией.
Фото: Pixabay, Pixabay License
Подпишись на наш инстаграм, чтобы увидеть самое дорогое из доступного за деньги.