04 февраля 2021, 15:56
3 мин.

«Получаем убытки и хаос». Российская таможня внезапно изменила правила игры

С 1 февраля Федеральная таможенная служба (ФТС) неожиданно изменила порядок оформления деклараций. Это привело к неразберихе и простоям грузов, утверждают предприниматели. В ФТС считают, что бизнесмены просто привыкли к хорошему сервису и поэтому болезненно воспринимают даже незначительные сбои в работе таможни.

«Получаем убытки и хаос». Российская таможня внезапно изменила правила игры

Чем недовольны предприниматели

«Всю неделю с декларациями и грузами карусель, они распределяются непредсказуемо и не по единому принципу», — рассказала «Секрету» президент таможенного брокера КВТ Юлия Шлёнская.

По её словам, раньше подавать декларацию нужно было только в тот таможенный орган, в регионе деятельности которого фактически находился груз. С 1 февраля оформление происходит там, где компания «прописана» (по ИНН или КПП), — если товар прибыл автотранспортом или по железной дороге. Если морем, то в морском Центре электронного декларирования (ЦЭД), если самолетом — то в авиационном. Декларации на подакцизные товары должны идти в Центральную акцизную таможню.

Но в первую неделю работы по новому принципу декларации распределяются хаотично, утверждает таможенный брокер. «На практике получаем убытки и хаос», — говорит руководитель КВТ.

Мнение эксперта
Юлия Шлёнская
президент таможенного брокера КВТ

В некоторых ЦЭДах случился коллапс и перегруз. Под конец первого дня в новых условиях перегруженные Дальневосточный и Владивостокский ЦЭДы стали перекидывать декларации на Хабаровск, который отродясь такой работы не видел. Соответственно, удлинение сроков выпуска, простой и стоянки. Акцизные товары стали вопреки логике падать в таможню общей компетенции, а эти товарные группы там людям вообще не знакомы, так что они, как ошалелые, смотрят на сигареты, на машинные масла и пр.


Из-за разницы в часовых поясах декларации, которые раньше подавали в Московскую областную таможню, улетели в Дальневосточный центр электронного декларирования. Он к тому времени уже закрылся, их обработали только на следующий день, рассказывает Шлёнская. Для бизнесменов это потери — оплата стоянки, простоя транспортного средства. Каждый лишний день простоя одной фуры, по её оценке, обходится примерно в 150 евро.

Таможня перешла на новые правила, по выражению Юлии Шлёнской, «без объявления войны» — никаких предупреждений участникам рынка не поступало. На сайте ФТС информации о новых правилах по состоянию на 4 февраля также нет, убедился «Секрет фирмы».

Проблемы подтверждают другие представители отрасли. «С уверенностью могу сказать, что инфраструктура ЦЭДов, на которые перераспределена нагрузка по новому алгоритму, не предусматривает увеличение объёма досмотров и выпуска таможенных деклараций в несколько раз, а штатное расписание в таможне осталось без изменений», — констатирует эксперт «Таможенной лиги» Александр Куденко.

Что говорят таможенники

Переход на новый принцип диспетчеризации деклараций анонсировали ещё три года назад, и он должен был состояться в начале года. Но срок сдвинули на 1 февраля — «по соображениям большего удобства этого периода и для таможенных органов, и для рынка», сказал «Коммерсанту» первый замруководителя ФТС Руслан Давыдов.

По его словам, вместо более чем 600 мест таможенного оформления (400 из которых находились на частных площадях) теперь будут работать 16 ЦЭДов, расположенных на государственных площадях, добавил он.

Давыдов утверждает, что жалоб в ФТС «почти нет». По его словам, перераспределение коснулось лишь 5% деклараций. Недовольство отдельных игроков рынка он объяснил тем, что за последние годы срок оформления декларации сократился до 4 часов, поэтому каждая задержка выглядит чувствительной.

Опрошенные изданием эксперты также говорят о том, что игроки рынка не знали о нововведениях. До сих пор у них нет полной информации о всех деталях работы нового алгоритма.

Ещё ближе к делу — главные новости и самые интересные истории в нашем Telegram-канале.

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Новости партнеров