Почти 2 млн россиян не получили накопительную пенсию
Почти 2 млн граждан России не получили положенную им накопительную часть пенсии. Провал объясняют недостаточным информированием россиян, устаревшими базами данных, сложным процессом подачи заявления, а также трудностями при обмене информацией между Пенсионным фондом России (ПФР) и негосударственными пенсионными фондами (НПФ). При этом в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.
Согласно данным по 15 крупнейшим негосударственным пенсионным фондам в России за 2020 год, почти 2,1 млн граждан не пришли за выплатой накопительной пенсии или столкнулись с тем, что она не была им назначена, сообщил «Коммерсантъ». За год число таких россиян увеличилось примерно на 500 000 человек. Больше всего случаев наблюдалось в НПФ «Открытие» — 605 000, следом расположились «Будущее» (почти 419 000), «Газфонд Пенсионные накопления» (319 000) и НПФ Сбербанка (157 200).
В общую оценку включили россиян, которые получили единовременную выплату. Однако их число, по оценкам собеседников газеты, составляет только 200 000–400 000 человек. В результате порядка 1,7–1,9 млн граждан не получили положенную им накопительную пенсию. При этом суммы на их счетах оцениваются как незначительные. Средний размер счёта таких клиентов в НПФ «Будущее» составляет 7000–10 000 рублей, в других фондах — 5500–10 400 рублей.
Основной причиной провала называют отсутствие системы информирования граждан. В НПФ Сбербанка и «ВТБ пенсионный фонд» подчёркивают, что не все россияне знают, что основания по накопительной части наступают раньше, чем по страховой. Представители негосударственных фондов также обратили внимание на устаревшие базы данных, где представлена неактуальная информация из-за смены личных номеров. По словам главы НПФ Сбербанка Александра Зарецкого, в 2021 году организация отправит своим клиентам около 50 000 сообщений. Руководитель проекта Pensopathology Евгений Биезбардис добавил, что такие послания получают только 15% адресатов.
Ещё одна проблема кроется в процессе обмена информацией между ПФР и негосударственными фондами. Первый владеет сведениями об основаниях для назначения пенсий, без которых НПФ не может назначить клиенту накопительную часть или единовременную выплату. С 2013 года ПФР не обязан сообщать гражданам о состоянии пенсионных счетов, ведомство также может не информировать клиентов о наступлении пенсионных оснований.
Специалисты обращают внимание и на сложность процесса обращения за пенсионными выплатами. По словам Биезбардиса, в отдельных случаях людям приходится ездить в другой населённый пункт или отправлять по почте нотариально заверенные документы. Существенных изменений в этой сфере эксперты не ждут. С 2022 года ПФР будет обязан раз в три года сообщать россиянам о сумме пенсионных накоплений и правах на выплаты через «Госуслуги». Но гражданам без личного кабинета на портале по-прежнему понадобится идти в организацию.
О резком сокращении числа обращений по поводу накопительной пенсии из негосударственных фондов стало известно в середине июня. Отмечалось, что проблемы возникли после проведения пенсионной реформы, из-за которой основания по страховой и накопительной части пенсии наступают в разное время. В ЦБ отмечали, что рост объёма выплат накопительной пенсии в России в 2020 году замедлился и составил 1,8 млрд рублей против 2,9 млрд рублей годом ранее.
Фото: Pixabay, Pixabay License
Самые большие цифры в мире, но в пределах 280 символов — в нашем твиттере.