secretmag.ru
Опубликовано 15 февраля 2021, 17:14

Пик спроса. Россияне массово отправились на российские горнолыжные курорты

Закрытые из-за пандемии международные границы существенно изменили предпочтения россиян — с наступлением горнолыжного сезона туристы массово отправились на зимние курорты страны. Только на новогодние праздники объекты посетило на 8–15% больше туристов, чем обычно. «Секрет фирмы» разобрался, с каких гор катаются россияне, сколько за это платят и удастся ли отечественным курортам удержать внимание туристов и после пандемии.

Пик спроса. Россияне массово отправились на российские горнолыжные курорты

Кто и насколько в плюсе из-за пандемии коронавируса

С 1 по 10 января 2021 года практически на все отечественные горнолыжные комплексы приехало больше туристов, чем обычно, рассказала «Секрету» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.

Ассоциация учитывает только тех туристов, которые купили туры и поехали на тот или иной курорт с туроператором, и не считает путешественников, которые отправились самостоятельно. Но даже по количеству организованных туристов можно сделать вывод, что практически все отечественные горнолыжные курорты за время новогодних праздников получили прирост как минимум в 8–15% турпотока, отметила Ломидзе.

«По нашей прогнозной оценке, по итогам горнолыжного сезона, который завершается в целом по всей стране в конце марта, динамика в среднем по всей стране будет минимум плюс 10%», — сказала глава АТОР.

От закрытия границ и массового спроса на отечественные курорты выиграли только те туроператоры, которые изначально специализировались только на внутреннем горнолыжном туризме. Остальные же получили потери, которые не перекрываются доходами от роста отечественной горнолыжки.

Какие горнолыжные курорты самые популярные у россиян

По данным АТОР, в пятёрку самых востребованных отечественных горнолыжных курортов среди организованных туристов входят Красная Поляна в Сочи, Шерегеш в Кемеровской области и кавказские Архыз и Домбай.

По словам Ломидзе, Красную Поляну на новогодние каникулы посетили 270 000 туристов, что выше показателей прошлого года на 11%. Шерегеш выбрали 200 000 горнолыжников (рост на 10%), а самый значительный прирост был на Домбае и в Архызе — до 150 000 человек (+15% к уровню прошлого года). В то же время Архыз отличается меньшим количеством отелей и ресторанов, поэтому и туров туда продается меньше, а значит, именно организованных туристов там не так много, как самостоятельных — для них этот курорт вышел на второе место после Сочи, констатировала Ломидзе.

Данные главы АТОР по количеству туристов в Сочи подтвердили в пресс-службе министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края. Там также добавили, что средняя загрузка отелей в горном кластере в каникулы составила 80%.

Также популярны среди организованных туристов, по данным АТОР, мурманские Хибины, но из-за коронавирусных ограничений в новогодние праздники Хибины существенно потеряли в объемах туристов за этот период.

В комитете по туризму Мурманской области «Секрету» сообщили, что за новогодние каникулы, несмотря на ограничения по ковиду, там зафиксировали около 41 000 туристов, что примерно на 10% больше показателей прошлого года. Среди самых востребованных мест там назвали горнолыжный курорт «Большой Вудъявр».

По данным сервиса бронирования туристического жилья Ostrovok.ru (один из тех способов бронирования жилья, который выбирают самостоятельные туристы), в январе — марте 2021 года самыми востребованными горнолыжными курортами по количеству бронирований стали Красная Поляна, Домбай, Приэльбрусье (Терскол), Шерегеш и Архыз.

Пик спроса. Россияне массово отправились на российские горнолыжные курорты

© depositphotos.com

«Среди этих направлений на Ostrovok.ru заметно увеличилось количество бронирований на Домбае — на 30% по сравнению с 2020-м. На 15% больше бронирований зафиксировано в Архызе. Остальные курорты пока идут на уровне прошлого года», — уточнили в пресс-службе сервиса.

К концу сезона Ostrovok.ru не исключает и существенного увеличения показателей — из-за коронавируса россияне отказываются бронировать что-либо заранее и едут в путешествия максимально спонтанно.

Схожие тенденции видят и в другом сервисе бронирования путешествий, OneTwoTrip.

«Среди приобретённых авиабилетов по России на январь 2021 года доля бронирований в Сочи возросла на 35% в сравнении с аналогичным периодом в прошлом году и составила 5%. В январе 2019-го этот показатель был ниже на 20% по сравнению с текущим годом», — рассказала «Секрету» Елена Шелехова, руководитель пресс-службы сервиса. Далее по популярности следуют курорты на Кавказе: Эльбрус, Домбай и Архыз, а потом сибирский Шерегеш. Доля бронирования рейсов туда в январе 2021 года выросла в два раза в сравнении с январем 2020-го.

Пик спроса. Россияне массово отправились на российские горнолыжные курорты

© Валентин Жиганов, https://vk.com/photo-103892492_456252205

А вот в отличие от АТОР, которая отслеживает путешествия организованных туристов, в OneTwoTrip видят трёхкратный рост потока индивидуальных туристов в мурманские Хибины.

«Росту популярности внутренних направлений за последний год, безусловно, способствовало ограничение международного авиасообщения. В связи с этим спрос перераспределился: доля бронирований авиабилетов по России в январе 2021-го составила 97%, а в прошлом году — 83%», — резюмировали в компании.

Вместе с ростом турпотока на горнолыжных российских курортах выросли и цены.

По данным Ostrovok.ru, Красная Поляна, как самый продвинутый по техническому оснащению курорт, оказался и самым дорогим: здесь туристы в среднем бронируют отели стоимостью 13 000 рублей за сутки на двоих, что примерно на треть дороже, чем в прошлом году.

На всех остальных курортах цены на проживание существенно ниже, говорят в Ostrovok.ru: около 7000 рублей в Архызе, 4800 рублей на Домбае (+10% к прошлому году) и 4400 рублей в Шерегеше — тут даже наблюдалось снижение стоимости на 10%.

Кто катается на российских горнолыжках и когда зимние курорты будут дотягивать до европейского уровня

Во многом рост популярности отечественных горнолыжных объектов обеспечили те туристы, которые долгие годы ездили на европейские курорты, но на фоне пандемии были вынуждены обратить внимание на российские склоны, утверждает Ломидзе.

«Но эти туристы просят немного другого: не того сервиса, не той инфраструктуры, которая есть сейчас, — отметил глава АТОР. — Они задают на месте вопросы, можно ли открыть еще один ресторанчик, можно ли сделать так, чтобы работал не один подъёмник, а все три, и так далее. То есть это не недовольство сервисом, а желание видеть что-то ещё».

По её словам, немаловажной остается и инфраструктура для отдыха после горнолыжного склона: всевозможные кафе, рестораны и другие объекты для досуга после катания. «С этим у нас все безупречно только в Сочи. На Кавказе с этим уже сложнее. В Шерегеше получше, но недотягивает до Сочи. Так что вопрос скорее в запросе, который увидели курорты», — отметила глава АТОР, добавив, что в ответ на этот запрос мы увидим подвижки со стороны самих курортов, их желание улучшить свою инфраструктуру.

По словам Владислава Спицына, управляющего партнёра архитектурного бюро Front Architecture, эти подвижки уже появились. «В некоторых регионах бизнес и сейчас при поддержке властей предпринимает попытки развить территории — идут разговоры о разработке концепций и обновлении зимних курортов в центральной части России, на Кавказе и в Сибири с применением новых архитектурных решений и комплексным подходом», — отметил эксперт. Он добавил, что, в частности, его бюро получило запрос на разработку проекта развития ландшафтного заповедника в Хибинах.

Но развитие инфраструктуры и в целом индустрии горнолыжных курортов требует инвестиций в десятки миллионов долларов и несколько лет для проектирования и строительства, отметил Спицын. Также необходим комплексный подход, общее развитие пространств и территорий, наполнение их инфраструктурой — дорогами, прогулочными зонами и зонами отдыха, кафе и ресторанами, резюмировал эксперт.

По оценкам главы АТОР Майи Ломидзе, чтобы российские курорты по своему оснащению, инфраструктуре стали сопоставимы с европейскими, должно пройти не менее пяти-семи лет. Чтобы стали ощутимыми изменения к лучшему — не менее двух лет.

Фото: depositphotos.com