Перевозки угля в России оказались под угрозой из-за дефицита подшипников
Из-за возникшего в России дефицита подшипников в стране останавливается всё больше инновационных вагонов. По данным «Коммерсанта», если в начале лета их число составляло порядка 1400, то к концу августа — уже порядка 7000–7500, а к концу года ожидается 9000. Участники рынка отметили, что дефицит подшипников составит около 100 000 штук, призвав отменить пошлину на поставки их из Китая.
Как сообщил директор по ремонту и эксплуатации подвижного состава Национальной транспортной компании (НТК; оператор перевозок СУЭК и «Еврохима», 36 000 инновационных вагонов в парке) Сергей Попов, в августе в России простаивали до 7500 инновационных полувагонов, в том числе более 6000 у НТК. По его подсчётам, их замена менее грузоподъёмным типовым парком может привести к потере погрузки в 100 000 т угля. Попов уточнил, что в сентябре в простое окажутся 9000 вагонов.
Топ-менеджер рассказал, что, после того как в мае российские заводы, которыми ранее владели иностранные компании, полностью прекратили поставлять подшипники, в России эта продукция не выпускалась. С августа поставки начала Европейская подшипниковая корпорация (ЕПК), однако пока компания передала лишь 15 000 штук.
«В целом потребность в подшипниках до конца года составит 195 000 подшипников, тогда как ЕПК обещает поставить только 95 000», — уточнил Попов.
В то же время представитель НТК рассказал, что сейчас на испытании находятся подшипники с двух китайских заводов, которые заходят в Россию через компанию по ремонту грузовых вагонов «Гарант рейл сервис» (ГРС), вагоноремонтный холдинг «Новая вагоноремонтная компания» (НВРК), «Севертранс», а также через узбекские компании. Пока, по его словам, подшипники ещё не сертифицированы: они должны отработать на стенде 400 000 км (примерно к началу октября). Сейчас китайский подшипник уже выдержал порог в 200 000 км. Попов добавил, что попытки импортозамещения компонентов на российских заводах «идут не так успешно».
При этом собеседник «Коммерсанта» отметил, что для того, чтобы завозить подшипники из Китая, необходимо снять таможенную пошлину, которую, «к сожалению, Минпромторг сегодня отказывается снимать, говоря о том, что в следующем году будет профицит подшипников».
«Если сегодня ЕПК продолжает на старых комплектующих поставлять подшипник по старой цене (порядка 30 000 рублей), то в дальнейшем те, кто завозит китайский подшипник, с учетом таможенной пошлины предлагают ценник 60 000–70 000 рублей. Навряд ли мы такой подшипник будем покупать»,— заявил Попов.
Источник газеты в отрасли уточнил, что цена может достичь и 100 000 рублей за подшипник против 28 000 до 24 февраля.
По словам Попова, импортёры готовы завозить по 30 000 подшипников ежемесячно, что покрыло бы дефицит за 3 месяца, но с учётом того, что подшипник изготавливается около 3 месяцев с момента заказа, необходимо введение беспошлинного ввоза на полгода.
В Минпромторге же, в свою очередь, напомнили, что «демпинговые поставки подшипников из юго-восточной Азии привели к тому, что доля отечественных на внутреннем рынке сократилась до менее 30%».
«За первое полугодие предприятия выпустили порядка 105 000 подшипников, потребность на второе полугодие составляет 190 000 единиц, и она может быть покрыта за счёт возможностей российских производителей и производителей из дружественных стран», — заявили в ведомстве.
По мнению министерства, отмена пошлины может привести к остановке работы отечественных производителей и потому нецелесообразна.
Шведская компания SKF, крупнейший в мире производитель подшипников, в апреле объявила о решении прекратить работу в России. Причиной стала российская спецоперация по защите населения Донбасса. Промышленный гигант посчитал, что дальше продолжать свою деятельность в РФ невозможно, так как сложившаяся ситуация угрожает стабильности его бизнеса.
Фото: Unsplash, Unsplash License