Перевод через систему быстрых платежей можно будет отменить
В системе быстрых платежей появился аналог чарджбэка — механизма взаимодействия между банками, который позволяет вернуть ошибочный или мошеннический перевод. На данный момент функцию используют 130 российских банков. Впрочем, пока возмещение средств носит рекомендательный, а не обязательный характер. Как сообщили «Известиям» в Национальной системе платёжных карт (НСПК), среди использующих сервис банков — ВТБ, ПСБ, МКБ, «Зенит», Райффайзенбанк, Росбанк, крымский РНКБ и СКБ-банк.
Новый сервис позволяет добиться возврата денег за 15 дней. В ЦБ пояснили, что банки получили «удобный канал коммуникации», в котором они могут напрямую общаться по стандартной схеме урегулирования споров в системе быстрых платежей (СБП).
«Процесс выстраивается по аналогии с диспутной моделью платёжной системы "Мир", что обеспечивает решение возможных спорных ситуаций в кратчайшие сроки, значительно оперативнее, чем в других платёжных системах», — рассказал собеседник газеты в НСПК.
В СКБ-банке заявили, что хотя сегодня количество спорных операций в СБП незначительно, но, учитывая то, что число участников системы растёт очень быстро, механизм опротестования необходим.
Представитель Московского кредитного банка уточнил, что для запуска диспута необходимо обращение плательщика или получателя платежа о корректировке или отмене операции из-за допущенной ошибки. В ВТБ добавили, что благодаря новому механизму у россиян появилась возможность получить необходимые документы по операциям в системе быстрых платежей, вернуть ошибочно поступивший перевод и исправить собственную ошибку, допущенную при перечислении суммы.
Главным отличием сервиса от чарджбэка является то, что ответ на обращение банка, клиент которого предъявил претензию, необязателен. По мнению руководителя группы по борьбе с мошенническими операциями и претензионной работе Райффайзенбанка Марины Кодрян, новый сервис — это первый шаг в сторону полноценного диспутного процесса в СБП.
«При карточном чарджбэке отсутствие реакции на запрос значит принятие ответственности за неправомерность карточной операции со стороны эквайера (того, кто провёл платёж. — Прим. ред.) и удержание средств в пользу клиента. А при новом претензионном механизме в СБП отсутствие реакции значит, что запрос отклонён и деньги не будут возвращены клиенту. Поэтому пока этот сервис нельзя считать полноценным аналогом карточного чарджбэка», — пояснила она.
Ранее «Секрет» писал, что россияне стали реже пользоваться банкоматами. Количество операций по снятию наличных в первом полугодии снизилось на 22% по сравнению с тем же периодом 2020 года, а по внесению — на 34%.
Фото: Pixabay, Pixabay License
Технологии будущего, которое уже наступило, — в нашем инстаграме.