secretmag.ru
Опубликовано 16 мая 2021, 11:25
2 мин.

От захвата до аренды. «АвтоВАЗ» ликвидирует завод с 25-летней историей

«АвтоВАЗ» планирует к осени ликвидировать тольяттинский Завод автомобильных компонентов (ЗАК). Актив, доставшийся автомобильному гиганту от полукриминальной группы СОК, в последние годы не производил никакой продукции и жил за счёт аренды.

От захвата до аренды. «АвтоВАЗ» ликвидирует завод с 25-летней историей

О том, что «АвтоВАЗ» приступил к ликвидации ЗАКа, узнала «Газета.ру» из картотеки арбитражных дел. Ликвидационная комиссия попросила суд продлить процесс до 2 сентября 2021 года, с чем судья согласился.

Завод автомобильных компонентов ввели в эксплуатацию в 1996 году. До 2010 года он контролировался компанией «ВАЗинтерСервис» (ВИС). Она входила в группу СОК бизнесмена Юрия Качмазова, объявленного в федеральный розыск за преднамеренное банкротство. Ещё с 1990-х годов СОК последовательно поглощала поставщиков «АвтоВАЗа», нацеливаясь на самого автогиганта. В результате ряда сделок группировке удалось установить единоличный контроль над дистрибуцией тольяттинского предприятия, ранее поделённого между криминальными группировками города.

К началу 2000-х для «АвтоВАЗа» сложилась критическая ситуация: завод фактически не принадлежал сам себе, а все финансовые потоки были в руках группы СОК. Экс-директор предприятия Владимир Каданников написал более 200 обращений в Генпрокуратуру и МВД с просьбой защитить предприятие от захвата. Закончилось всё в 2008 году штурмом: на территорию завода вошёл менеджмент госконцерна «Ростехнологии» (сейчас — «Ростех») в сопровождении ОМОНа, который и вытеснил управленцев из группы СОК. Во владение «АвтоВАЗа» вернулись многие предприятия, в том числе ЗАК, однако «соковцы» успели вывезти с завода штамповочное производство.

В результате с 2012 года существенную часть площадей ЗАКа передали в аренду нижегородскому поставщику «Автокомпонент». В новых цехах наладили производство интерьеров и запчастей для выпускаемых на «АвтоВАЗе» автомобилей. К 2020 году 93% выручки ЗАКа формировалось за счёт самого «АвтоВАЗа», арендующего помещения завода. Тем не менее оборот предприятия снизился на 26% в сравнении с 2019 годом (до 110,7 млн рублей), а количество сотрудников уменьшилось с 24 до 19 человек.

При этом аудиторы, проверявшие финансы и бухгалтерию ЗАКа в 2020 году, обнаружили, что финансовое состояние завода было лучше половины всех микропредприятий России в сфере аренды и управления нежилой недвижимостью. Однако залогом этого стали отношения с «АвтоВАЗом», который решил избавиться от актива.

Причину ликвидации подконтрольного предприятия представители «АвтоВАЗа» не раскрыли. По мнению аналитиков, сейчас автопроизводители стараются избавиться от всех активов, которые можно было бы передать на аутсорсинг. Сейчас модель производства полного профиля уже считается устаревшей, а вот в 1960-х «АвтоВАЗ» планировался именно как самодостаточное производство, которое могло обеспечить себя всеми необходимыми компонентами. Но мировая тенденция диктует свои правила: более быстрым и эффективным становится распределение задач между разными профильными поставщиками.

Фото: кадр из видео / YouTube-канал Взгляд

Главные новости бизнеса, экономики и финансов — у нас в фейсбуке.