Основатель сети «Красное & Белое» получил паспорт Черногории в день начала мобилизации
Черногория опубликовала список получателей так называемых «золотых паспортов», то есть гражданства страны в обмен на инвестиции в её экономику. В списке оказался основатель самой крупной российской сети алкомаркетов «Красное & Белое» Сергей Студёнников. Также паспорт получили его жена и несколько родственников. При этом сами сети «К&Б» и «Бристоль» предприниматель вместе с партнёрами в конце 2022 года вывел из кипрского офшора.
Как следует из опубликованного документа, Студёнников, его супруга Елена Соболева и их дочь получили гражданство Черногории 21 сентября 2022 года. В этот же день в России началась частичная мобилизация, во время которой некоторые россияне покидали страну.
По условиям программы, для получения золотого паспорта нужно вложить не менее €450 000 (около 34 млн рублей) в одобренные властями инвестпроекты. Ещё €200 000 (15 млн рублей) придётся отдать в инвестиционный фонд черногорского правительства.
Сама Черногория в Евросоюз не входит, но её паспорт даёт право въезжать в 124 страны, в том числе и в шенгенскую зону. По нынешним временам это роскошь для российских богачей. Ещё балканская страна разрешает обладателям «золотых паспортов» не жить постоянно на своей территории и не знать государственный язык.
Меж тем с бизнесом Студённикова в конце 2022 года произошла интересная история. Его неожиданно вывели из офшора. То есть из состава учредителей сетей «Красное & Белое» и «Бристоль» вышла компания Mercury Retail Holding PlС, зарегистрированная на Кипре. Алкомаркеты получили российскую прописку.
Теперь Студённикову и его жене принадлежит соответственно 45 и 4% уставного капитала каждой из компаний, которые управляют магазинами крупнейшего алкоретейлера. У основных бизнес-партнёров Игоря Кесаева и Сергея Кациева — 37,25 и 7,69% соответственно.
Эксперты считают, что офшор для хозяев алкомаркетов стал небезопасен на фоне международных санкций против российских компаний. Кроме того, власти РФ взяли курс на деофшоризацию экономики, Студёнников увидел в этом возможность «обелить» бизнес перед возможным выходом на биржу.