Опубликовано 18 сентября 2025, 14:16
2 мин.

Не готовы все. Российские банки заявили о риске «паралича» связи и предкризисе: что происходит

РБК: Российские банки сообщили о предкризисной ситуации и «параличе» из-за норм по борьбе со спамом. На финансовом рынке России зреет напряжение из-за новых правил против телефонного спама и мошенников. С 1 сентября операторы связи начали по ним фильтровать массовые вызовы, и под блокировку уже попала примерно треть звонков. Это грозит реальным «параличом» связи и всем вытекающим из-за этого рискам. Проще говоря, банки не могут связаться с клиентом, даже когда это действительно важно и нужно. О проблеме узнал РБК из письма Национального совета финансового рынка (НСФР), направленного главе Центробанка Эльвире Набиуллиной и премьеру Михаилу Мишустину.

Не готовы все. Российские банки заявили о риске «паралича» связи и предкризисе: что происходит

© Создано при помощи нейросети

Угроза «паралича» банков и рост расходов

По данным совета, в зоне риска оказалось «практически всё информационное взаимодействие» банков и других финорганизаций (микрофинансовые, страховые) с клиентами — от напоминаний о платежах до звонков от службы безопасности из-за мошенничества. В НСФР «опасаются сбоев в работе систем противодействия мошенничеству и отмыванию средств».

О законе было известно заранее, но, как уточнил глава НСФР Андрей Емелин, операторы оказались не готовы к новым требованиям и блокируют вызовы по собственным риск-моделям. Банки не могут на это повлиять, разве что идти в суд, но это длительный процесс, отметил Емелин.

Также в НСФР давят на то, что из-за новых правил и традиционных перегибов рискуют добросовестные заёмщики, которые могут пропустить напоминание о платеже и попасть на штрафы.

Банки предлагают изменить закон

В Центробанке согласились, что блокировка звонков для информирования клиентов — это ошибка. Чтобы ее решить, НСФР предлагает:

  • закрепить в законе понятие «массовые вызовы» и вывести из него обязательные банковские оповещения;
  • ограничить тарифы на маркировку звонков;
  • переложить на операторов ответственность за потери клиентов из-за несостоявшейся связи.

Операторы и эксперты видят в этом риски

Операторы мобильной связи в ответ парируют, что лишь исполняют закон, а рекламные предложения банков для абонентов — такой же спам, как и прочая реклама. Эксперт в области телеком-права Сергей Сайганов считает, что при нынешних расплывчатых формулировках норм и высоких штрафах операторы будут продолжать перестраховываться, поэтому проблема пока неразрешима.

В плюсе только рядовые россияне, если не учитывать риски пропустить выплату по кредитам и т. п. — в ближайшее время банки продолжат вынужденно «молчать» об этом.