secretmag.ru
Опубликовано 01 июня 2022, 19:32
2 мин.

Названы пути спасения российских аэропортов

С 24 февраля Росавиация приостановила работу 11 аэропортов на юге страны. Вскоре европейские страны закрыли своё небо для российских самолётов, аналогично поступила и Россия. В результате сильно упал пассажиропоток. Владельцы российских аэропортов даже обратились к правительству с просьбой разрешить открыть магазины duty free на внутренних рейсах, чтобы дополнительно заработать. «Секрет фирмы» разбирался, в насколько серьёзной ситуации оказались аэропорты и какие ещё могут быть варианты их спасения.

Названы пути спасения российских аэропортов

Об инициативе по расширению магазинов duty free рассказал совладелец Внуково Виталий Ванцев. Такое решение позволит компаниям больше зарабатывать на фоне падения перевозок, а пассажирам — «покупать товары по ценам ниже, чем они существуют на рынке», отметил он.

В Федеральной таможенной службе уже заявили, что инициатива может привести к потерям бюджета и неравным условиям ведения бизнеса.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета ВШЭ Михаил Блинкин рассказал «Секрету», что у большинства российских аэропортов действительно есть проблемы.

«Для всех аэропортов, кроме трёх московских и Пулково, придётся искать какие-то формы дотации. Их всё равно придётся дотировать, потому что закрыть, допустим, 160 из имеющихся в России 180 аэропортов нельзя. Там действительно очень тяжёлое положение. В какой форме это будет? Так или иначе, но это будет бюджетная дотация. Или они закроются — и будет очень плохо», — заявил он.

Эксперт напомнил, что в России довольно много мест, где аэропорт — это единственный источник связи с внешним миром.

«Duty free на внутренних рейсах означает, что аэропорт получает дотацию в размере тех налогов, которые бы он заплатил за проданные на его территории товары. Это просто прямая дотация из бюджета», — пояснил он.

Независимый аналитик авиарынка Дмитрий Адамидов отметил, что в аэропортах «экономика возникает на потоке» пассажиров. «Что там ни открывай, что ни делай — это мало поможет. И вокзал, и аэропорт — это не место проведения досуга. Возможны разве что какие-то налоговые послабления. Если нет стабильного пассажирского и грузового потока, то, что ни делай с ретейлом, это всё равно печальная история», — сообщил он «Секрету».

Эксперт предположил, что если аэропорт окажется в бедственном положении, то ему, как и авиакомпаниям, будут оказывать помощь. Аэропорты Москвы, Санкт-Петербурга и курортов, по его словам, и так находятся в сносной ситуации.

«А вот остальные аэропорты — это грустная история. Когда там пассажиропоток падает, то жизнь там замирает, и её не пробудишь. Пробовали и конференции там проводить, и гостиницы строить, но это не даёт результата. Я боюсь, что сейчас аэропорты помучаются и, если ситуация с перевозками не исправится, встанут в очередь за дотациями», — посетовал Адамидов.

Фото: Сандурская Софья / Агентство «Москва»