Названы пути спасения российских аэропортов
С 24 февраля Росавиация приостановила работу 11 аэропортов на юге страны. Вскоре европейские страны закрыли своё небо для российских самолётов, аналогично поступила и Россия. В результате сильно упал пассажиропоток. Владельцы российских аэропортов даже обратились к правительству с просьбой разрешить открыть магазины duty free на внутренних рейсах, чтобы дополнительно заработать. «Секрет фирмы» разбирался, в насколько серьёзной ситуации оказались аэропорты и какие ещё могут быть варианты их спасения.
Об инициативе по расширению магазинов duty free рассказал совладелец Внуково Виталий Ванцев. Такое решение позволит компаниям больше зарабатывать на фоне падения перевозок, а пассажирам — «покупать товары по ценам ниже, чем они существуют на рынке», отметил он.
В Федеральной таможенной службе уже заявили, что инициатива может привести к потерям бюджета и неравным условиям ведения бизнеса.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета ВШЭ Михаил Блинкин рассказал «Секрету», что у большинства российских аэропортов действительно есть проблемы.
«Для всех аэропортов, кроме трёх московских и Пулково, придётся искать какие-то формы дотации. Их всё равно придётся дотировать, потому что закрыть, допустим, 160 из имеющихся в России 180 аэропортов нельзя. Там действительно очень тяжёлое положение. В какой форме это будет? Так или иначе, но это будет бюджетная дотация. Или они закроются — и будет очень плохо», — заявил он.
Эксперт напомнил, что в России довольно много мест, где аэропорт — это единственный источник связи с внешним миром.
«Duty free на внутренних рейсах означает, что аэропорт получает дотацию в размере тех налогов, которые бы он заплатил за проданные на его территории товары. Это просто прямая дотация из бюджета», — пояснил он.
Независимый аналитик авиарынка Дмитрий Адамидов отметил, что в аэропортах «экономика возникает на потоке» пассажиров. «Что там ни открывай, что ни делай — это мало поможет. И вокзал, и аэропорт — это не место проведения досуга. Возможны разве что какие-то налоговые послабления. Если нет стабильного пассажирского и грузового потока, то, что ни делай с ретейлом, это всё равно печальная история», — сообщил он «Секрету».
Эксперт предположил, что если аэропорт окажется в бедственном положении, то ему, как и авиакомпаниям, будут оказывать помощь. Аэропорты Москвы, Санкт-Петербурга и курортов, по его словам, и так находятся в сносной ситуации.
«А вот остальные аэропорты — это грустная история. Когда там пассажиропоток падает, то жизнь там замирает, и её не пробудишь. Пробовали и конференции там проводить, и гостиницы строить, но это не даёт результата. Я боюсь, что сейчас аэропорты помучаются и, если ситуация с перевозками не исправится, встанут в очередь за дотациями», — посетовал Адамидов.
Фото: Сандурская Софья / Агентство «Москва»