«Наши ракеты, думаете, по GPS летают?» Стало известно, чем заменят американскую систему в авиации
Росавиация посоветовала российским авиакомпаниям готовиться к возможному отключению GPS. Ведомство сослалось на доклад Европейского агентства по безопасности полётов (EASA), которое сообщило об участившихся случаях глушения GPS-сигнала. О том, как российские самолёты будут летать без западной системы спутниковой навигации, «Секрету» рассказал главный конструктор КБ «Искатель» Дмитрий Дьяконов.
Случаи глушения и возможной подмены сигналов GPS наблюдались в районе Калининградской области, вблизи стран Балтики, в восточной части Финляндии, в Чёрном море и в других регионах, сообщали в Росавиации. Пилотам посоветовали немедленно сообщать о сбоях и «аномальной работе» спутниковой системы навигации.
GPS — одна из наиболее популярных систем навигации, которой управляет правительство США. Наличие специального навигационного приёмника позволяет определять пространственное местоположение объектов с высокой точностью — до 3 м. Несмотря на наличие аналогов, в том числе и российской ГЛОНАСС, гражданские самолёты Airbus, Boeing и Superjet 100 оборудованы бортовыми системами и приборами, которые принимают только сигнал GPS.
Как объяснил авиаконструктор Дмитрий Дьяконов, самолёты способны без проблем совершать перелёты вообще без спутниковых систем навигации.
«Радионавигацию никто не отменял, самолёты могут ориентироваться по дальномерным радиомаякам и радиостанциям. Кроме того, есть автоматические радиокомпасы, которые показывают курс и всё остальное. Все наши ракеты, думаете, по GPS летают? Нет, они тоже используют другие навигационные системы высокого уровня», — объяснил эксперт.
По его словам, GPS используют больше для удобства. При этом технически самолёты можно без проблем перевести на навигацию по ГЛОНАСС, подчеркнул Дьяконов. «Не хотите ГЛОНАСС, пользуйтесь радиокомпасами, радиостанциями и т. д.», — добавил конструктор.
Как сказали «Секрету» в «Объединённой авиастроительной корпорации» (ОАК), в производимых в России самолётах можно использовать не только GPS, но и ГЛОНАСС. «Такая опция заложена в том числе в новейшие Superjet и МС-21. Система устанавливается на самолёт по заказу эксплуатантов», — пояснили в ОАК.
В пресс-службе Росавиации также заявили, что возможные перебои с сигналом GPS не повлияют на безопасность полётов в России. Как отметили в ведомстве, американская система спутниковой навигации — лишь один из возможных источников информации для бортовых систем и экипажа.
Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин также заявил о возможности заменить американскую систему ГЛОНАСС. Установленное оборудование, по его словам, «также сможет принимать навигационный сигнал и от китайской орбитальной навигационной системы Beidou».
Фото: Сандурская Софья / агентство «Москва»