«Нам всё перекрыли». Россиянам рассказали, останется ли в магазинах ювелирка
Ювелирная отрасль России столкнулась с трудностями из-за санкций. Из-за повышения курса валют импортные расходные материалы покупать стало невыгодно. Кроме того, на фоне санкций западные поставщики отказываются работать с российским бизнесом. Ювелиры рассказали «Секрету фирмы», что после отмены властями упрощённого налогообложения небольшим мастерским придётся либо ещё на 20% поднять цены, либо вовсе закрыться.
У российских ювелирных магазинов и мастерских после событий на Украине появились проблемы с покупкой расходных материалов. Об этом «Секрету» рассказал глава отраслевой ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин.
«Мы работаем с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Всё это покупается у коммерческих банков в долларах США, у 85% нашей продукции — валютная составляющая. Поэтому при росте курса доллара к рублю у нас прямо пропорционально растёт стоимость продукции. А доходы населения не увеличиваются... Продажи в итоге парализуются», — пояснил глава ассоциации.
Проблем добавляет и отказ западных поставщиков расходных материалов сотрудничать с российскими компаниями, сказал Уткин. По его словам, в ближайшие два-три месяца будет решаться, выживет ли вообще ювелирная отрасль России в новых условиях.
«Для изготовления ювелирного изделия нужны формовочные смеси для литья, так называемые формомассы. Их в России не производят, а запасов у ювелиров осталось на два месяца. Купить формомассы тоже невозможно, так как закупают их в Италии, Германии и США. Во всех этих странах нам всё перекрыли. Их компании говорят: "Вы из России? До свидания, перебьётесь". А даже если и согласятся продать, мы не сможем им оплатить», — рассказал эксперт.
Конец упрощёнки
В марте 2022 года у малых ювелирных предприятий появилась ещё одна проблема. Депутат Госдумы Владислав Резник внёс на рассмотрение закон, которым предложил:
- с 1 марта 2022 года отменить НДС при продаже банками слитков драгметаллов физлицам;
- с 1 января 2023 года отменить упрощённую и патентную систему налогообложения (УСН и ПСН) для организаций и ИП в ювелирной сфере.
Главная задача отмены УСН — повысить интерес населения к драгметаллам как инвестиционному активу и снизить «долларизацию» экономики. То есть сделать так, чтобы люди заменили валюту на золото. Но до сих пор этому мешал включённый в цену слитков 20%-ный НДС при продаже слитков гражданам, потому что возвращать металл назад в банк приходилось уже без учёта налога, и сделка становилась невыгодной.
Однако просто на отмене НДС при продаже драгметаллов людям и мастерским решили не останавливаться. По общему правилу компании и ИП, применяющие упрощённую систему налогообложения, вообще освобождены от уплаты НДС. В Госдуме посчитали, что это ставит малые и крупные предприятия ювелирной отрасли в неравные условия, а бюджет недополучает доходов.
«Общий объём дополнительных поступлений НДС в связи с отменой возможности применения специальных налоговых режимов (УСН и ПНС) в ювелирной отрасли оценивается в 20–30 млрд рублей», — говорилось в пояснительной записке к законопроекту Резника.
Придётся закрыться
Малые ювелирные магазины и мастерские начали жаловаться, что отмена специальных налоговых режимов может убить их бизнес и оставить на рынке только крупных игроков. Член «Гильдии ювелиров Урала» Юрий Бырдин заявил, что отмена УСН и ПСН выгодна только 20 крупным предприятиям отрасли. А для более чем 10 000 небольших игроков последствия будут катастрофическими, считает он.
Как отмечают участники рынка, «отмена упрощёнки» опасна не только повышением налоговой нагрузки и необходимостью уплачивать НДС. Не менее серьёзной проблемой станет и усложнение бухгалтерского учёта.
«Если раньше я могла вести бухгалтерию в электронном сервисе самостоятельно, то теперь мне придётся взять на работу полноценного бухгалтера. Кроме бухгалтера, придётся оплачивать софт и обновления по бухгалтерскому и налоговому учёту», — сказала «Секрету» Дарья Хлопкина, основатель ювелирного бренда Urban Island.
По словам Эдуарда Уткина, хороший бухгалтер стоит денег, которых у небольших предприятий нет. Глава «Гильдии ювелиров России» допустил, что мастерские и магазины начнут привлекать к учёту непрофессионалов и ошибки новых сотрудников будут стоить владельцам компаний бизнеса.
«Кроме того, при переходе на общую систему налогообложения (ОСНО) с 2023 года малому бизнесу придётся одномоментно поднять цены на всю продукцию на 20%. А сделать это невозможно, потому что покупательский спрос упёрся в потолок. С учётом того, что и сейчас у отрасли проблемы, после перехода на ОСН 50–60% компаний с рынка уйдёт. В магазинах ювелирных изделий просто не будет», — считает он.
Согласно реестру Федеральной налоговой службы, в России работает около 12 000 малых ювелирных предприятий. Всего на них занято 100 000 человек, и половина может лишиться работы. С его словами согласна и Дарья Хлопкина. Она сообщила, что её компания уже сейчас планирует поднять цены в связи с подорожанием металла и инфляцией, а при отмене УСН стоимость продукции у неё вырастет ещё на 20%.
«Если закон создавался с целью увеличения суммы собранных налогов, то их станет меньше, так как основная часть отрасли просто закроется», — предупредила предпринимательница.
Выгодна ли отмена УСН крупным игрокам?
Главными выгодоприобретателями закона об отмене УСН некоторые ювелиры считают крупнейших игроков этой отрасли. Однако последние с этим не согласны, так как удар по малым компаниям может навредить и им самим.
Артём Соколов, основатель одной из самых больших в России ювелирных сетей Sokolov Jewerly, отметил, что половина выручки компании — это оптовые продажи через малые предприятия и локальные сети.
«Нет никакого смысла стрелять себе в ногу и терять дистрибуторов. Напротив, мы своих партнёров поддерживаем, развиваем и поможем к 2023 году перейти на ОСНО без потерь — насколько это возможно в текущих условиях. Нет смысла демонизировать федеральных игроков и преувеличивать чьи-либо лоббистские способности в ситуации, в которой находится сегодня экономика страны», — сказал он в беседе с «Секретом».
Он подчеркнул, что отмена УСН для малых ювелирных предприятий неразрывно связана с отменой НДС на слитки, поэтому две эти новации принимались одним пакетом.
«Тема перехода на ОСНО обсуждается не первый год и наряду с другими инициативами является частью политики государства по повышению прозрачности рынка, развитию добросовестной конкуренции и защите прав потребителей. И в этом отношении мы регулятора можем только поддерживать», — сказал бизнесмен.
Соколов добавил, что ни о какой монополизации ювелирного рынка не может быть и речи, так как уже сейчас на нём работает множество компаний, уплачивающих НДС, — как производителей, так и просто магазинов.
Фото: Unsplash, [Unsplash License] (https://unsplash.com/license)