Налоговики начали спрашивать с бизнеса прогноз цен на продукты. Чем это чревато и зачем нужно?
Объясняют экспертыФедеральная налоговая служба (ФНС) начала запрашивать у российских компаний прогноз изменения цен на отдельные виды социально значимых товаров на год. О том, как это может отразиться на компаниях и поможет ли сдержать рост цен на товары первой необходимости, «Секрету» рассказали эксперты и представители бизнеса.
Что хочет знать ФНС и зачем
О запросах из ФНС сообщил «Коммерсант» со ссылкой на свои источники. Налоговики могут запросить прогноз изменения цен на товары как у поставщиков, так и у торговых сетей, следует из сообщения, поступившего одной из компаний из ведомства. В перечне продуктов, по которым нужно дать прогноз, — мясо, рыба, молочка, сахар, соль, чай, хлеб, крупы, овощи и другие товары.
Ранее, в декабре 2020 года, президент РФ Владимир Путин раскритиковал правительство за взвинчивание цен на сахар и подсолнечное масло. В результате правительство запретило повышать цены на эти товары, однако на фоне этого другие продукты подорожали выше уровня инфляции. Тогда же, декабре, премьер-министр Михаил Мишустин поручил ФНС следить за исполнением соглашений о фиксации стоимости подсолнечного масла и сахара, однако мониторить цены на другие товары поручений не было.
В январе рост цен на продукты продолжили рост, и правительство задумалось о том, чтобы распространить регулирование цен на зерно, макароны, яйца и картофель. Параллельно с этим в компании стали поступать запросы от ФНС по поводу прогнозов по ценам на базовые товары. Пресс-службы ФНС и правительства ситуацию не прокомментировали. В Минпромторге сообщили, что информация о подобных опросах со стороны налоговой в министерство не поступала.
Это усиление госрегулирования? Мнение экспертов
Попытки исключения (или минимизации) роста инфляции по продуктовому направлению, которые предпринимают власти, вполне логичны и объяснимы, считает доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Г. В. Плеханова Олег Чередниченко. Он напомнил, что в 2020 году основным триггером инфляционного роста явилась продуктовая составляющая, при этом по итогам года инфляция существенно превысила обозначенный порог в 4%, достигнув уровня в 4,9%.
«Цель инициативы по включению в этот процесс ФНС понятна и многогранна: найти упреждающие инструменты для сдерживания роста цен в рамках инфляционного таргета», — отметил эксперт. Однако, по мнению Чередниченко, формирование такого рода прогнозов на горизонте года проблематично из-за сохраняющейся неопределённости.
Для продуктовых ретейлеров дополнительная неопределённость возникает из-за не зависящего от них этапа производства товаров, добавил эксперт. При этом сохраняется вопрос коммерческой тайны в направлении ценовой политики производителей и поставщиков, так повышается риск попадания из прогнозов в открытый доступ.
Главным вопросом, по мнению Чередниченко, является вопрос рисков и возможных санкций к бизнесу в случае обнаружения ошибок в их прогнозах.
«В случае если претензий со стороны ФНС не последует, то сегодняшняя инициатива выглядит “процессом ради процесса”. В случае же, если будут предусмотрены какие-либо санкции, то к их формированию нужен предельно чёткий подход, иначе бизнесу может быть нанесен дополнительный урон, в дополнение к тому, что уже “получено” от пандемии и локдауна», — подчеркнул он.
В свою очередь, старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Вадим Новиков считает, что сбор прогнозов можно рассматривать как мягкую форму принуждения предприятий не повышать цены.
«По сути, от предприятий хотят, чтобы они изменяли цены с осторожностью. За ними сохраняется право устанавливать цены самостоятельно, но к ним могут быть вопросы», — отметил он.
Таким образом, эта деятельность по регулированию находится вне рыночных методов, подчеркнул Новиков. Положительный же эффект на динамику ценообразования весьма сомнителен, добавил он.
«С точки зрения влияния на сами цены положительного влияния оказать это не может. Само по себе прогнозирование никак на ситуацию не повлияет. При этом из-за давления ФАС и ФНС в этой ситуации возрастёт риск дефицита и дисбаланса на рынке, так как бизнес не сможет свободно реагировать на рыночную конъюнктуру», — считает эксперт. По словам Новикова, уважительной причиной роста цен правительство считает только изменение издержек. Однако издержки — это только один из рыночных факторов.
«Сейчас, например, мы видим дефицит лекарств, когда около 100 наименований лекарств практически не производятся. Я не думаю, что дойдёт до дефицита продуктов первой необходимости, но этот риск нужно держать в голове. Всё это не является ни для кого секретом. У нас есть соответствующий исторический опыт. От регулирования цен отказались, а сама страна, которая этим занималась, перестала существовать», — заключил он.
Насколько это корректно
На сегодняшний день законодательством функции по контролю роста цен на налоговые органы не возложены, такие полномочия отнесены к ведению ФАС России, заявила «Секрету» руководитель налоговой практики адвокатского бюро «Деловой фарватер» Оксана Родионова. По её словам, права налоговых органов ограничены запросами в связи проверками и запросами по конкретным сделкам.
«Действующее законодательство не обязывает организаций-производителей составлять и иметь в наличии прогноз роста цен. В этой связи любой налогоплательщик вправе отказать налоговому органу в предоставлении той или иной информации, сославшись на её отсутствие», — подчеркнула Родионова.
Она добавила, что участие ФНС в регулировании цен повлечет дополнительную нагрузку на бизнес в части контрольных мероприятий со стороны налоговых органов.
Доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ имени Г. В. Плеханова Светлана Казанцева, в свою очередь, отметила, что ФНС имеет право организовывать проведение необходимых исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в своей сфере деятельности, также «запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности».
Запрос прогнозов предполагаемой динамики цен по своей сути можно отнести к праву ФНС по проведению исследований, считает она. Однако запрашиваемые прогнозы базируются на экспертном мнении сотрудников организаций, к которым приходят подобного рода запросы. Данные мнения могут учитывать разные группы факторов при построении прогнозов, что может давать в итоге разные результаты.
«Используя эти данные, можно получить средние прогнозируемые цифры по отрасли, но это вовсе не означает, что в будущем цены будут такими, как их спрогнозировали», — отметила она.
Стоит ли волноваться? Мнение бизнеса
ФНС могла включиться в мониторинг цен по поручению правительства, как наиболее передовое ведомство в сфере сбора цифровой информации, предположил в беседе с «Секретом» первый вице-президент «Опоры России» по экспертно-аналитической деятельности Владислав Корочкин.
По его мнению, рисков того, что в отношении предприятий могут последовать какие-либо санкции за несоблюдение прогнозных уровней цен, нет. «Рисков нет, так как это больше “добрая воля” компаний. Это просто оценка того, что происходит на рынке», — считает он.
По мнению Корочкина, эффект на динамику цен от соответствующей работы ФНС может быть только в коротком периоде и только в отношении крупных сетевых операторов, которые готовы добровольно ограничить цены. «Но, согласившись не поднимать цены на одни товары, они могут поднять цены на другие группы товаров», — добавил он.
По мнению, бизнес-омбудсмена Бориса Титова, на деятельность ФНС в сфере мониторинга цен можно посмотреть под другим углом. Из всех российских ведомств именно налоговая служба располагает самым большим и актуальным объёмом данных об экономике, поэтому эта информация может и должна использоваться для гибкого регулирования экономических процессов, заявил Титов «Секрету».
«Интерес ФНС к социально значимым продуктам питания все трактуют в первую очередь как усиление контроля, попытку “придавить” цены государственной волей. Но на эту тенденцию стоит смотреть шире. Говоря коротко — чем более полными и правдивыми данными располагает государство, тем больше шансов на то, что госуправление станет по-настоящему стратегическим», — отметил он.
При этом Титов подчеркнул, что необходимо воздержаться от попыток держать цены исключительно «декретными» методами.
«Решать такие вопросы нужно сочетанием более сложных инструментов регулирования. Думаю, что ФНС двинулась именно по такому пути, и это можно только приветствовать», — сказал он.
Фото: depositphotos.com