На ВЭФ-2022 обсудят развитие промышленности на Дальнем Востоке
В рамках подготовки к Восточному экономическому форуму (ВЭФ-2022) состоялся круглый стол, посвящённый развитию промышленности в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Организаторами дискуссии выступили Минвостокразвития России и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ). ВЭФ-2022 пройдёт 5–8 сентября во Владивостоке, оператором форума выступает фонд «Росконгресс».
В дискуссии приняли участие около 50 представителей промышленных предприятий, деловых объединений и бизнеса, региональных органов власти и институтов развития, эксперты, а также инвесторы производственных проектов. Они озвучили самые важные предложения для дальнейшей проработки и включения в отраслевую сессию ВЭФ-2022.
Основные отрасли экономики Дальнего Востока — добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, транспорт и логистика — формируют 43% ВРП, заявил замглавы Минвостокразвития Анатолий Бобраков. По его словам, на Дальнем Востоке реализуются более 2700 проектов с господдержкой, общий объём инвестиций оценивается в 6,6 трлн рублей.
«В условиях беспрецедентных санкций важно отметить, что инвесторы продолжают работу и не отказываются от реализации заявленных проектов. Но они сталкиваются с рисками, вызванными отказом компаний из недружественных стран поставлять оборудование и комплектующие, необходимые для реализации проектов, а также от его монтажа и обслуживания. Необходимо сформировать условия для производства необходимого оборудования и комплектующих на территории Российской Федерации, в том числе в рамках совместных предприятий с компаниями-владельцами технологий и ноу-хау из дружественных стран», — заявил Бобраков.
Происходящее в России сейчас — это не только стресс, но и возможности, заявила замглавы КРДВ Дарья Кирьянова. По её словам, перед отечественной промышленностью стоит задача локализации производства на территории страны. При этом с 2017 года темпы роста обрабатывающей промышленности на Дальнем Востоке опережали среднероссийскую динамику, заметил директор «Востокгосплана» Михаил Кузнецов.
«ДФО обладает потенциалом незадействованных природных ресурсов, роста транспортного машиностроения и транзита грузов. Это может стать базой для развития импортозамещения в стране. Однако продуктовая трансформация предприятий требует доступного финансирования, а также времени для технического перевооружения и подготовки кадров», — отметил он.
Участники дискуссии обсудили программы льготного лизинга и промышленной ипотеки, меры поддержки предпринимателей, вопросы финансирования и получения банковских гарантий, пути параллельного импорта и импортозамещения.
«Инвесторам в рамках ТОР предоставляются налоговые, инфраструктурные, земельные и строительные преференции. Причем данный режим позволяет принимать разные механизмы господдержки не только по линии Минвостокразвития, но также и Минпромторга, Минстроя, Минэкономразвития. С мая 2022 года Минвостокразвития запущены субсидии из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение льготных кредитов. Дополнительно были приняты антикризисные меры для пополнения оборотных средств. Размер субсидии равен половине ключевой ставки банка России +2% годовых. По субсидированной ставке выделено 8 млрд рублей в ДФО и 1,4 млрд рублей в Арктике. Получены и рассмотрены банками заявки на сумму 6 млрд рублей для реализации 12 проектов с единственным требованием к заемщику – регистрация проекта на территории ДФО и Арктики. Кроме того, 124 предприятия включены в перечень системообразующих предприятий, в том числе в сфере авиа и судостроения. Параллельно, с этого года действует механизм фонда развития промышленности. Если раньше фиксирование отрасли из бюджета регионов было 30 на 70, то сейчас 10 на 90», — прокомментировал Денис Невзоров, директор департамента международного сотрудничества Минвостокразвития.
Фото: Unsplash, Unsplash License