На такси к переменам. Российских водителей ждёт аттестация и цифровизация

18 сентября в 19:20

Российских таксистов ждут большие изменения, ведь власти собираются серьёзно модернизировать законодательство отрасли. В Госдуме одновременно идет разработка как минимум двух законопроектов, призванных навести порядок на рынке таксоперевозок. Однако водители не согласны просто так всё изменить.

С начала 21 века IT-компании существенно видоизменили рынок такси, взяв под контроль таксопарки. Но в адрес сервисов-агрегаторов поступает много жалоб на безопасность поездки. В Общероссийском объединении пассажиров отметили, что нередки случаи встречи с водителем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с недостаточным опытом вождения или просто слишком усталым, чтобы реагировать на дорожные ситуации.

При этом сами водители фактически выпали из трудового поля и не имеют никаких соцгарантий, поскольку их не признают наёмными сотрудниками агрегаторов такси. С учётом штрафов и скрытых платежей они вынуждены отдавать около 30% с каждого заказа.

Поворот не в пользу рынка

Первые попытки регулирования агрегаторов такси были ещё в 2015 году. Главным автором изменений все эти годы является депутат Вячеслав Лысаков. С момента внесения законопроект много раз менялся, и летом 2019 года в Госдуме представили новую версию законопроекта о регулировании деятельности такси. Он предполагает революционные изменения в отрасли:

  • запрет работы иностранцам без российских прав;
  • скорректированные рыночные тарифы на поездки;
  • аттестация водителей на знание города региональными властями.

Одни из самых радикальных правок — запрет на работу иностранцев и предложение ограничить комиссию агрегаторов 2–3%. Эти идеи вызвали резкую критику участников рынка. К примеру, они считают, что требования о наличии у водителей российского гражданства и водительских прав противоречат российским законам. Основная претензия к законопроекту — в том, что он не содержит чётких требований в части безаварийной езды и соблюдения правил дорожного движения. Зато он предлагает значительно ограничить деятельность агрегаторов и водителей такси, что может привести к подорожанию услуг.

Объездной путь

Параллельно идёт работа над альтернативными версиями законодательства о такси с участием представителей отрасли и экспертного сообщества. Свой проект о регулировании рынка подготовила рабочая группа «Связь и ИТ» под председательством сенатора Людмилы Боковой. Его могут внести в Госдуму уже этой осенью.

По словам Боковой, законопроект будет регулировать всю отрасль, от частников до крупных агрегаторов такси. Концепция документа предусматривает максимальную цифровизацию сферы пассажирских перевозок. В частности, появятся реестры водителей такси и их цифровые профили, которые будут открыты и доступны для пассажиров. Услуга должна стать максимально прозрачной. Цифровые профили и реестр водителей могут связать с порталом госуслуг. Таким образом надеются повысить культуру таксистов и снизить вероятность неадекватного поведения и нападения на пассажиров.

Также через три года после вступления закона в силу предусмотрено появление специальных курсов для водителей такси. Согласно законопроекту, желающие работать в этой сфере должны будут пройти обязательную подготовку или подтвердить свою квалификацию. Кроме того, они смогут зарегистрироваться в ФНС как самозанятые и платить уменьшенный налог в 4%.

А вот требование о российских правах в законопроекте оставили. Если документ примут, гражданам СНГ, желающим работать таксистами в России, в течение трёх лет придётся заменить водительские удостоверения, сдав экзамены в ГИБДД.

Автор старого законопроекта Вячеслав Лысаков выразил в беседе с «Коммерсантом» недоумение, что правительство решило двигаться параллельными курсами. А вот представителей отрасли такое решение не удивило. В пресс-службе «Яндекс.Такси» так прокомментировали провал предыдущего законопроекта:

«Мы можем сказать только одно: закон должен работать в интересах всех участников рынка — пассажиров, водителей такси, самозанятых, таксопарков, онлайн-сервисов. Именно в такой парадигме необходимо строить конструктивный диалог, привлекая к нему всех участников отрасли. Надеемся, что новая рабочая группа учтет реалии рынка: современное такси сейчас — это прежде всего цифровые технологии, они помогли и помогают сделать услугу такси прозрачнее, комфортнее и безопаснее».

Таксипортация в цифру

Идея максимально модернизировать рынок таксомоторов витает в воздухе. Вице-премьер Максим Акимов поручил Минэкономики, Минтрансу и АНО «Цифровая экономика» сформировать рабочую группу, которая займется совершенствованием законодательства в сфере такси с учётом цифровизации. В частности, внедрением программно-аппаратных комплексов для медосмотров, устройств мониторинга усталости водителей и электронного путевого листа. Рабочая группа должна подготовить свои предложения до 30 ноября.

К работе привлекли агрегаторы и общественные объединения. Представители популярных сервисов поддержали создание рабочей группы. В «Яндекс.Такси» отметили, что отрасли нужны стандарты раскрытия информации и обмена данными. О необходимости цифровизации данных и демонополизации рынка говорили и в Gett. А в InDrive считают, что надо законодательно отменить ежедневные медосмотры водителей и техосмотр автомобилей.

Водители не хотят быть «бомбилами»

Таксисты направили в Госдуму собственное обращение, где призвали признать агрегаторы своими работодателями и обязать по требованию заключать с ними трудовой контракт. В межрегиональном профсоюзе «Таксист» хотят сделать условия работы водителей более справедливыми и сократить число иностранцев за рулем.

Авторы письма предложили внести в Трудовой кодекс поправки, по которым водитель признаётся «фактическим работником» и может потребовать от агрегатора заключить с ним трудовой договор. Для этого нужно соблюсти несколько условий: ожидание или исполнение задания не меньше 84 часов в месяц и работа в таком режиме не менее месяца. При этом таксист не должен работать на другие агрегаторы и сторонних заказчиков, быть индивидуальным предпринимателем или трудоустроенным в компании, сотрудничающей с агрегатором по прямому договору. Сейчас большинство таксистов сотрудничают с сервисами как ИП или самозанятые.

Представители отрасли также предложили определить агрегаторы как «цифровые платформы по распространению заказов от заказчиков к исполнителям».

Однако эксперты предупредили, что официальные трудовые отношения потребуют и уплаты взносов в соцфонды (30%), что может сделать поездки дороже. Кроме того, при заключении трудовых договоров будет действовать квота на наём иностранцев, которую нужно будет получать через центр занятости. Вместе с тем официальное трудоустойство вынудит агрегаторов нести ответственность за таксистов, качество сервиса и безопасность поездок, а водителям даст право на пенсию, страхование и больничные.

Аналитики сходятся во мнении, что каким бы ни было новое законодательство, оно должно в первую очередь урегулировать отношения агрегаторов с таксистами и установить правила, повышающие безопасность на дорогах. Так, нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» подразумевает снижение аварийности в два раза к 2024 году.

Текст: Арина Корелина Фото: Wikipedia / Mos.ru, CC BY 4.0

У «Секрета фирмы» есть канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе
Ещё по теме