«Мы на уровне папуасов». Бюрократия помешала развитию космического туризма в России
В России никак не могут построить первый частный космодром из-за бюрократической волокиты. Эксперты опасаются, что страна может просто выбыть из борьбы за рынок космического туризма.
Созданием многоразового суборбитального космического комплекса для туристических полётов в космос в России занимается компания «Космокурс». Появилась она в 2014 году в рамках работы фонда «Сколково». Её основатель и гендиректор Павел Пушкин рассказал РИА «Новости», что космодром и суборбитальный космический комплекс планировалось построить в Нижегородской области, однако проект приостановили.
«По космодрому ничего не согласовывается. Все друг на друга кивают. По технике мы многое проработали, но в таких условиях остановили работы», — заявил Пушкин.
По его словам, год назад компания договорилась с нижегородскими властями согласовать санитарно-защитные зоны космодрома. Проект разработали и направили в нижегородский институт Роспотребнадзора. Оттуда он поступил уже в Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА), а после — в федеральный Роспотребнадзор. Ответа до сих пор нет. Областные министерства, сказал Пушкин, отказываются помогать с этой проблемой. Роскосмос также не может ничем помочь, так как не занимается согласованием экологических норм космодрома.
В Минземимущества журналистам РИА «Новости» заявили, что сейчас идёт работа над выбором участка для строительства космодрома, а проект оценки воздействия на окружающую среду, направленный на доработку, в Минэкологии ещё не поступил.
Помимо того, компания Пушкина уже два года не может получить от Минобороны нормативную документацию для проектирования суборбитальной туристической ракеты. Ведомство готово дать эту документацию только в том случае, если оно само и выступает заказчиком. Глава «Космокурс» признал, что с юридической точки зрения это правильно. Но, по его мнению, из-за подобных задержек Россия может выбыть из борьбы за рынок суборбитального туризма.
Пушкин напомнил, что уже в этом году американская частная аэрокосмическая компания Blue Origin должна запустить первого туриста в космос. Такие же планы у другой фирмы из США — Virgin Galactic. В России же, заметил он, до сих пор не верят, что такие полёты возможны.
«Мы на уровне папуасов. Сейчас американцы полетят, а мы этот потенциальный рынок потеряем», — предупредил глава «Космокурс».
Пока проекты с космодромом и космическим комплексом простаивают, увязнув в бюрократической волоките, компания решила сосредоточиться на создании сверхлёгкой ракеты грузоподъёмностью до 500 килограммов. Но тут ей предстоит найти потенциального заказчика на разработку ракеты — коммерческого или федерального.
Для полётов на высоту 200 километров «Космокурс» разрабатывал одноступенчатую возвращаемую ракету и семиместный космический корабль. Первый запланировали на 2025 год. По идее, он должен продлиться 15 минут, из которых около пяти туристы будут находиться в невесомости. Стоимость билета оценивали приблизительно в $200 000 — 250 000 (около 15–18 млн рублей по нынешнему курсу). Фирма рассчитывал проводить до 115 пусков в год — в путешествие могли бы отправиться до 700 человек. Предполагалось, что преимущественно пользоваться услугами компании будут иностранцы.
В феврале 2020 года о своих планах доставлять на орбиту космических туристов на космическом корабле Crew Dragon рассказала компания Илона Маска SpaceX. Она подписала контракт с фирмой Space Adventures, согласно которому до четырёх туристов смогут совершать полёты продолжительностью до пяти суток. Полёт, как сообщалось, может состояться в конце 2021 года. В ходе полёта стыковка корабля с Международной космической станцией (МКС не планируется).
В феврале 2021-го стал известен спонсор первого гражданского полёта в космос SpaceX. Полёт возглавит американский миллиардер Джаред Айзекман, полностью оплативший расходы на себя и на ещё трёх человек, которых он выберет с помощью розыгрыша.
Главные новости бизнеса, экономики и финансов — у нас в фейсбуке.