secretmag.ru
Опубликовано 17 июня 2021, 12:17
3 мин.

Можно ли российским автомобилистам забыть про техосмотр. Объясняют юристы

В конце лета 2021 года полисы обязательного автострахования ОСАГО можно будет покупать без документа о прохождении техосмотра (ТО). Некоторые автовладельцы восприняли эту новость как отмену техосмотра. Однако проходить эту процедуру всё равно придётся. Юристы объяснили «Секрету», чем чревата езда на автомобилях без диагностической карты.

Можно ли российским автомобилистам забыть про техосмотр. Объясняют юристы

15 июня Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон об отмене обязательного ТО для получения полиса страхования гражданской ответственности (ОСАГО). Новые правила вступят в силу с 22 августа 2021 года.

Депутаты объяснили такое решение тем, что вокруг техосмотра сформировался бизнес, который сложно контролировать. Многие игроки рынка просто продают диагностические карты (документ о прохождении ТО), не проводя должным образом осмотр автомобиля.

В последние годы техосмотр стал обязательной процедурой перед покупкой страхового полиса: без диагностической карты застраховать машину было нельзя. При этом сотрудники ГИБДД на дорогах диагностические карты не проверяли — смотрели только, есть ли у водителя полис ОСАГО. Поэтому после решения Госдумы перед автовладельцами встал вопрос: нужно ли теперь вообще проходить ТО?

Что говорят юристы

Новый закон не отменяет техосмотр, водители всё равно обязаны его проходить, сказал директор по правовым вопросам юридического сервиса Destra Legal Борис Фельдман. Более того, если водитель без диагностической карты станет виновником ДТП и ГИБДД признает в числе причин аварии техническую неисправность автомобиля, то у него могут возникнуть неприятности. Страховая будет вправе взыскать с него по суду сумму, которую компания заплатит пострадавшей стороне в качестве страхового возмещения, напомнил он.

К тому же с 1 марта 2022 года увеличится штраф за непройденный техосмотр — с 500 до 2000 рублей, отметил юрист «Европейской юридической службы» Евгений Иванов. Предполагается, что правонарушение будут фиксировать дорожные камеры. Впрочем, без фанатизма: если в течение 24 часов езду без диагностической карты зафиксировали несколько камер, штраф выпишут только один раз.

«Очевидно, что к 1 марта спрос на техосмотр вырастет настолько, что, возможно, придётся ждать время записи несколько дней или недель, — отметил Борис Фельдман. — Поэтому мы бы рекомендовали не откладывать этот вопрос, если срок диагностической карты истекает, и пройти техосмотр в общем порядке».

Из-за антиковидных ограничений срок диагностических карт продлили на полгода. Речь идёт о документах, срок действия которых заканчивается с 1 февраля по 30 сентября. Он автоматически продлён на полгода, но не менее чем до 1 октября.

Техосмотр могут вовсе отменить

10 июня глава ГИБДД Михаил Черников предложил сделать техосмотр добровольным для частных водителей, но оставить обязательным — и даже усилить контроль — для владельцев коммерческого транспорта (автобусов, грузовиков такси и т.д.). Ведомство уже подготовило законопроект с соответствующими поправками в действующие законы, но он пока не опубликован.

Пока судьба резонансного предложения неизвестна, а чиновники готовят реформу процедуры прохождения ТО. Так, с 1 марта на пунктах ТО должны фотографировать все проходящие проверку автомобили, а ответственность операторов за незаконную выдачу диагностических карт собираются ужесточить. Также аккредитацию операторов хотят забрать у Российского союза автостраховщиков (РСА) и отдать Росаккредитации.

Фото: depositphotos.com

Откроем важный секрет: всё самое интересное — в нашем телеграме.