Опубликовано 08 апреля 2021, 12:25
3 мин.

Миллиардные вложения в проекты на Северном Кавказе принесли одни убытки

Институты развития Северного Кавказа за последние 10 лет получили из бюджета 73 млрд рублей, но проекты, получившие госфинансирование, в конечном итоге остались хронически убыточными. Деньги тратили на благотворительность, стройку, высокие зарплаты и премии.

Миллиардные вложения в проекты на Северном Кавказе принесли одни убытки

К таким выводам пришла Счётная палата (СП), проведя аудит деятельности институтов развития с 2014 по 2020 год. Проверка затронула акционерные общества «Курорты Северного Кавказа» (КСК) и «Корпорация развития Северного Кавказа» (КРСК). Также проверялись институты развития в Дагестане, Чечне, Ингушетии и других республиках.

Выяснилось, что миллиардные вложения не помогли всем этим организациям повысить производительность регионов или даже отдельных отраслей. Наоборот, их деятельность привела к сокращению темпов роста реального валового регионального продукта (ВРП) Северного Кавказа — минус 2,6% в среднем за год. Вместе с тем на 5,9% снизились темпы роста инвестиций.

Анализ СП показал: бюджетные средства направляли не по назначению и тратили неэффективно. В итоге не удалось достичь стратегических целей институтов развития. Аудиторы привели в качестве примера отказ КРСК создавать инновационный медицинский кластер. Ранее задумывалось, что в Кавказских Минеральных Водах должен был появиться «российский Фрайбург — мировой центр бальнеологии». На него выделили 30 млрд рублей.

Но проект не только не запустили, но и вообще исключили из госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа». При этом на его разработку из федерального бюджета успели потратить около 2 млрд рублей. Одна проектно-сметная документация «съела» около 90 млн рублей, хотя она в конечном итоге так и не появилась.

В то же время аудиторы признали, что в 2020 году институтам развития во многом помешала пандемия коронавируса. Например, только от падения продаж ски-пассов — разрешений на пользование подъёмником на горнолыжных курортах — госкорпорации недополучили 26,6 млн рублей.

На широкую ногу

При всей своей убыточности и неэффективности северокавказские институты развития активно раздували штат сотрудников, не экономили на зарплатах и инвестировали в подозрительный офшор, выяснила Счётная палата. В 2016–2019 годах в КСК численность работников выросла с 217 до 421 человека, а в КРСК — с 57 до 74. На оплату труда и на премии потратили 7,5 млрд рублей. Вместе с тем в 2013–2018 годах госкорпорации выделили почти 118 млн рублей благотворительному фонду «ПосетиКавказ».

Значительная часть бюджетных средств ушла на создание всесезонных туристско-рекреационных комплексов (ВТРК) в особых экономических зонах (ОЭЗ) Так, к июлю 2020 года на территориях трёх таких ОЭЗ построили и ввели в эксплуатацию 200 объектов инженерной инфраструктуры — стоимость фактически принятых работ составила 23,7 млрд рублей. Но аудиторы выяснили, что строительные работы велись с нарушениями: их сроки сдвигались, тогда как сметную стоимость регулярно меняли, а вложения в проекты перераспределяли.

В то же время руководство госкорпораций активно инвестировало средства в компанию «Международное развитие Кавказа», зарегистрированную в нидерландском офшоре. КСК вложили в эту фирму 5,1 млн евро. После ликвидации зарубежной компании у неё осталось всего 330 700 евро.

Перезагрузка

В Счётной палате предположили, что институты развития Северного Кавказа неэффективны из-за нормативно-правовой путаницы и проблем в организации их работы. В частности, проверка показала, что стратегические задумки не соответствуют показателям национальных целей. Кроме того, выяснилось, что перед институтами развития вообще не ставились задачи по увеличению объёмов производства и доходов бюджета, а также по обеспечению занятости за счёт создания новых рабочих мест.

Для решения проблемы Счётная палата рекомендовала правительству перезагрузить работу институтов развития. Аудиторы порекомендовали реорганизовать их, определить чёткие стратегические цели, а также рассчитать потребности в бюджетных деньгах и создать комплексную систему оценки работы топ-менеджмента госкорпораций.

Также в СП посоветовали создать систему управления процессами отбора и сопровождения инвестпроектов, а также алгоритм профессиональной подготовки и переподготовки кадров для институтов развития.

Фото: Peter, Flickr, CC BY 2.0

Главные новости бизнеса, экономики и финансов — у нас в фейсбуке.