secretmag.ru
Опубликовано 12 октября 2015, 18:16

Расследование дня. Кто зарабатывает на дешевой водке

На рынке водки в России проявился новый лидер — почти не известная ранее компания «Статус-групп», работающая в бюджетном сегменте. Об этом сообщает РБК в своем расследовании.

Расследование дня. Кто зарабатывает на дешевой водке

На рынке водки в России проявился новый лидер — почти не известная ранее компания «Статус-групп», работающая в бюджетном сегменте. Об этом сообщает РБК в своём расследовании.

Весной 2015 года продажи «Статус-групп» превысили объёмы лидеров рынка — компаний «Синергия» и Roust. К июлю рыночная доля компании составляла 13,1%, что на 61% больше аналогичного периода прошлого года. Доля «Синергии» снизилась до 10,3%, а Roust — до 9,3%. По версии агентства, в топе-10 самых продаваемых брендов водки в России три принадлежат «Статус-групп»: «Добрый медведь» на четвёртом месте, тогда как в начале года была на 39-м, «Калина красная» — шестое, в начале года была на 29-м, «Старая марка» — 10-е, в январе 2015 года занимала 30-е место. При этом водка компании доминирует на рынке Москвы, ЦФО, Юга России и Урала.

Из 16 водочных брендов компании девять продаются в сегменте суперэконом ценой от 185 до 199 рублей. Две марки водки «Статус-групп» стоят 185 рублей во всех сетях, и, как отмечают в «Дикси», даже производство собственной марки водки стоит дороже.

Как отмечает агентство, успех «Статус-групп» совпал с приказом Росалкогольрегулирования (РАР) о введении с 1 февраля 2015 года новой минимальной розничной цены на крепкий (более 25% спирта) алкоголь — цена была снижена с 220 до 185 рублей за 0,5 л. «Завышение цен на алкогольную продукцию приводит только к увеличению потребления суррогатов», — говорил Владимир Путин за несколько дней до решения РАР.

«При минимально возможной цене оптовой поставки 170 рублей наценка ритейлера составит 8,5%. К сожалению, в реальной жизни ритейлеры с такой наценкой работать не желают. Поэтому мы с федеральными ритейлерами в сегменте 185 рублей работать не имеем возможности», — рассказывал РБК основной владелец «Синергии» Александр Мечетин. «В связи со снижением покупательской способности значительная часть потребителей переключилась на водку по минимальной цене 185 рублей. Крупные производители не могут конкурировать в этом сегменте, так как невозможно без убытка выдерживать такую цену ни в одном из розничных каналов», — прокомментировал гендиректор Алкогольной сибирской группы (АСГ) Игорь Савельев.

«Статус-групп» в 2014 году заработала 12,8 млрд, из которых 38 млн — чистая прибыль. Владеют компанией кипрская Larekono Assets Ltd и две российские компании — «Астарта» и «Старт Капитал», принадлежащие всё той же кипрской компании. Их совокупная доля — 98%. Ещё 2% — у бывшего гендиректора «Статус-групп» Сергея Долотова. Как рассказали РБК источники на рынке, за созданием «Статус-групп» стоит миллиардер Василий Анисимов, бывший владелец «Металлоинвеста» с состоянием в $2 млрд. Сам бизнесмен заявил, что компания ему не принадлежит, но «находится в зоне внимания». «Мне интересен рынок дистрибуции алкоголя, и сейчас мы внимательно его мониторим, изучаем тенденции, ведущих игроков, правообладателей ведущих торговых марок, — говорит он. — Но пока решения о каких-то инвестициях, конкретных покупках компаний или брендов не принято. Чтобы реально в нём работать, необходимо, чтобы рынок очистился, был прозрачным, работал по понятным правилам. А сейчас в нём ещё довольно много мути: непрозрачные схемы, нелегальный алкоголь и т. д. Однако до конца года какое-то решение по этому поводу будет принято».

При этом Анисимов в 2009 году создал Восточно-Европейскую дистрибьюторскую компанию (ВЕДК), которую позже продал. Сейчас среди топ-менеджеров «Статус-групп» работают сотрудники из ВЕДК.

По информации РБК, помимо законодательства причиной успешного развития компании стало эксклюзивное соглашение с Росспиртпромом, которое позволило включить в портфель группы несколько брендов госкомпании: «Пьятница», «Калина красная», «Столовая», а также принадлежащие государству в лице ФКП «Союзплодоимпорт» (находится в ведомственном подчинении РАР) бренды «Русская», «Сибирская», коньяк «Кавказ». Все они, кроме двух последних, продаются в сегменте до 200 рублей за 0,5 л. При этом компании сотрудничают не только в продажах, но и производстве.