secretmag.ru
Опубликовано 07 мая 2020, 18:53

Коронавирусный кризис заставил бизнес переносить заводы из Китая в Россию

Во время коронавирусного кризиса некоторые предприниматели решились локализовать в России производство товаров и комплектующих, которые они до этого импортировали из Китая. Падение курса рубля сделало такую стратегию оправданной, говорят они. Но далеко не всем удастся воплотить свои планы в жизнь, полагают эксперты.

Коронавирусный кризис заставил бизнес переносить заводы из Китая в Россию

Что происходит уже сейчас

«До конца 2020 года планируем завершить локализацию на 90–95%», — говорит Константин Долгушин, исполнительный директор курской компании «ЭЛАТ-Инструмент». Её основной бизнес — вилочная арматура (часть шнура электрических бытовых приборов). Сначала фирма торговала китайскими арматурами, три года назад стала производить их в России, но из китайских комплектующих. Сейчас решили — всё, за исключением мелких серий, будут полностью производить в России.

«Невозможно оптимизировать затраты, не управляя производственным процессом и имея зависимость от курса валют, договорённостей с поставщиками и прочих внешних факторов, которыми вы не управляете», — объясняет такое решение Долгушин и вспоминает, как в 2019 году три недели ждал поставок из-за бушевавшего тогда в центре Китая тайфуна.

Отказаться от поставок из Китая намерен и новгородский производитель одежды для путешествий и спорта Versta. Для этого он планирует построить два предприятия: на одном будут производить текстильные ленты и ткани, на другом — волокна для нетканых материалов. Пока же доля импортного сырья составляет 90–95%. «Локализация потребует от нас большой работы, но мы рассчитываем увидеть её эффективность в деньгах», — говорит владелец бренда Виталий Иванов.

Весной 2020 года спрос на поставку производственного оборудования из Китая заметно вырос, утверждает директор компании VM Partners (специализируется на логистике и производственном аутсорсе в Азии) Дарья Мушта. По её словам, если прежде 80–90% запросов клиентов касались доставки готовых товаров, то теперь почти 60% заявок приходится на оборудование.

«Бизнесмены переносят в Россию производство какой-то детали или узла, который раньше брали в Китае», — объясняет Дарья. По её словам, оборудование заказывают даже те, кто раньше не занимался производством и не имеют собственной производственной базы.

Чаще всего такие предприниматели намерены выпускать маски и другие средства индивидуальной защиты. Но из-за всемирного ажиотажа цена на оборудование для таких производств выросло в разы, с $18 000 — 20 000 до $80 000 — 100 000. Стоимость станков и машин для выпуска других продуктов в валюте пока не изменилась.

По словам Мушты, самим осваивать выпуск товаров или комплектующих предпринимателей подтолкнула девальвация рубля и увеличение сроков поставки из Китая из-за коронавируса.

«Из-за валютной составляющей производство в России сейчас становится дешевле, а импорт из Китая — сильно дороже», — подтверждает тенденцию полномочный представитель «Финансово-банковской ассоциации евроазиатского сотрудничества» в Китае Евгений Бажов.

Насколько массовым будет процесс

Перенос промпроизводств в РФ из Китая в Россию начался ещё после девальвации 2014 года, когда рубль вдвое подешевел по отношению к юаню и доллару, напоминает коммерческий директор Dewio Logistics Роман Макаренков. Но масштабная волна импортозамещения продлилась около 8–10 месяцев и схлынула к концу 2015 года, импорт постепенно восстановился, отмечает Дарья Мушта.

Насколько сильной и продолжительной будет новая волна? Здесь эксперты расходятся. Константин Долгушин из «ЭЛАТ-Инструмент» полагает, что волатильность на рынке валют, снижение ставок по депозитам, введение дополнительных налогов на прибыль с акций, снижение кредитных ставок лишь подстегнут интерес к долгосрочными вложениям — в первую очередь в собственное производство.

Долгушин исходит из того, что у бизнеса есть накопления, которые он может инвестировать. В этом сомневается венчурный инвестор Елена Астер (в том числе помогает стартапам работать в Китае). «Ни у кого нет денег что-либо переносить. Это очень капиталоёмко, особенно в кризис. Ни одна отрасль, кроме хайповых медицинских товаров, не сохраняет прежних темпов потребления, что уж там говорить про рост, — говорит она. — Я знаю как минимум пару десятков российских компаний, у которых есть бизнес в Китае. Ни одна из них не перенесла производство — у них нет денег даже в Китае сейчас нормально производить».

В Японии правительство выделило более $2,2 млрд, чтобы помочь своему бизнесу перебазировать производство из Китая. В России такой поддержки нет. «Откуда деньги, например, у сети магазинов одежды на перенос производства из Китая, когда нет покупателей и есть обязательства платить зарплаты тысячам продавцов? — рассуждает президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич. — Аналогичные вопросы можно задать и по другим отраслям».

«Несмотря на всплеск интереса к оборудованию, многие бизнесмены отодвигают сроки запуска проектов из-за проблем с оборотными средствами», — подтверждает Дарья Мушта. Тем не менее проекты не аннулируются, а переносятся на чуть более поздний срок. «Очевидно, не все реализуют свои планы ввиду экономической ситуации. Но часть этих людей может вернуться к идее строительства предприятий в России в 2022–2023 годах, когда экономика, как мы надеемся, выправится», — говорит она.

Фото: pixabay.com, CC0

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!