Коллекторам стали чаще продавать долги молодых россиян
Российские микрофинансовые организации (МФО) стали активнее продавать коллекторским агентствам долги молодых клиентов. Их доля в просрочке по микрозаймам, заниматься которой будут уже коллекторы, подскочила до 20%, а доля должников среди молодёжи — почти до 10%. Такое резкое увеличение показателей объясняют повышенным интересом россиян младше 25 лет к подобным финансовым продуктам.
Банки и микрофинансовые организации в России стали активнее продавать проблемные долги клиентов младше 25 лет с начала 2021 года. В первом квартале доля таких неплательщиков в общем количестве просрочек, предложенных коллекторам по сделкам цессии (уступки прав на взыскание), достигла 20%, сообщил РБК со ссылкой на данные Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).
За минувший год доля молодых должников в России почти удвоилась и достигла отметки в 9,7%. При этом в 2021 году коллекторам начали передавать долги самых молодых заёмщиков МФО в возрасте от 18 до 20 лет.
«Аномальный» рост доли молодёжи среди неплательщиков зафиксировали и в компании Debex, которой принадлежит онлайн-платформа по продаже просрочки. Если в 2020 году доля клиентов МФО младше 20 лет, чьи долги передали коллекторам, составляла менее 10%, то в первом квартале 2021-го она преодолела отметку 21,7%.
Генеральный директор Debex Александр Данилов отметил, что доли более взрослых должников практически не изменились. По его мнению, это объясняется повышенным влиянием пандемии на молодёжь. По статистике НАПКА, банки тоже стали активнее продавать долги молодых заёмщиков коллекторов. В первом квартале 2021 года на заёмщиков младше 20 лет пришлось 0,7% от числа таких случаев (+0,5 п. п. год к году). В ассоциации предположили, что низкая доля этой возрастной группы связана с нежеланием банков кредитовать молодёжь.
Глава финансового маркетплейса «Юником 24» Юрий Кудрков определил несколько причин, по которым растёт доля молодых клиентов МФО:
- активное развитие дистанционных каналов продаж такими фирмами,
- поиск новой целевой аудитории,
- желание молодёжи решать финансовые вопросы без родительской помощи.
Во время пандемии молодые россияне активно занимали деньги в МФО, думая, что «нужно перетерпеть один-два месяца и всё наладится», добавил Александр Данилов из Debex. Однако ситуация сложилась иначе.
Некоторые МФО отклоняют заявки на займы самых молодых потребителей. К примеру, платформа Webbankir работает с клиентами старше 20 лет, а «МигКредит» и «Лайм-Займ» — старше 21 года. Группы Eqvanta и «Финбридж» в прошлом году, напротив, сделали ставку на молодёжь и зафиксировали рост числа заёмщиков из этой возрастной группы.
В 2020 году банки передали коллекторским агентствам рекордный объём долгов граждан. В общей сложности им предложили взыскать с должников 582 млрд рублей.
Новости без купюр и масок в инстаграме «Секрета фирмы».
Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com