Холодильникам Coca-Cola и Pepsi в России грозит переименование
Холодильники с напитками в магазинах переименуют из-за ухода Coca-Cola и PepsiСo из России. Об этом сообщил РБК со ссылкой на сотрудников трёх федеральных торговых сетей и собеседник, представляющий одного из производителей безалкогольных напитков. В публикации отмечается, что необходимость сменить название холодильников может отразиться на продажах газировки.
На фоне начала специальной военной операции на Украине с марта 2022 года Coca-Cola и PepsiCo начали сокращать своё присутствие в России — компании приостановили инвестиции в маркетинг и отказались от производства и продажи на российском рынке своих напитков под брендами Coca-Cola, Fanta, Sprite, Pepsi, 7UP и Mirinda.
Однако под флагманскими марками напитков Coca-Cola и PepsiCo в магазинах сетевой и традиционной розницы остаётся их фирменное оборудование, в том числе брендированные холодильники. По данным РБК, ребрендинг может затронуть более 50% из примерно 1 млн холодильников с газировкой, которые стоят в российских торговых точках: у Coca-Cola их около 400 000 аппаратов, у PepsiCo — не менее 200 000. Эти цифры изданию подтвердил сотрудник одного из российских дистрибьюторов промышленного холодильного оборудования Frigoglass.
Как отметил РБК, судьба оборудования оказалась неопределённой — крупная сетевая розница получала его во временное пользование, а за его присутствие магазины получали от производителей существенные суммы. Решения, касающиеся холодильного оборудования, Coca-Cola и PepsiCo пока не озвучили.
Собственное оборудование в российских магазинах с начала 1990-х было для Coca-Cola и PepsiCo одним из важнейших маркетинговых инструментов конкуренции. Размещая в торговой точке брендированный холодильник, производители напитков могли включать в договоры с ретейлером условие, что их холодильники будет запрещено использовать для размещения чужой продукции.
«Страна делилась на красные и синие регионы в зависимости от доминирования продукта на этих рынках, что напрямую зависело от силы команды и огромных маркетинговых бюджетов», — рассказал РБК совладелец сетей «Семья» и «Spar Калининград» Олег Пономарёв.
Подобные методы конкуренции одно время были предметом пристального внимания Федеральной антимонопольной службы (ФАС) — так, в 2005 году поводом для разбирательства стал договор Coca-Cola с красноярским цирком: поставщик запретил предприятию продавать на своей территории напитки прямых конкурентов Coca-Cola (компания нарушение признала).
По словам гендиректора «InfoLine-аналитики» Михаила Бурмистрова, для Coca-Cola и PepsiCo собственные холодильные шкафы в магазинах — это большой стратегический актив.
«Количество такого оборудования в одной торговой точке ограничено, и, если потерять там своё место, можно уже никогда не вернуться», — отметил эксперт.
Он добавил, что изменения в брендировании оборудования могут повлиять на позиции оставшейся продукции Coca-Cola и PepsiCo на полке. Ещё один собеседник РБК предположил, что ребрендинг холодильников Coca-Cola и PepsiCo будет проходить постепенно, чтобы у потребителей сохранилась связь с уходящими брендами компаний.
Ранее «Секрет» писал, что после ухода самой популярной марки безалкогольных напитков Coca-Cola из России на прилавках магазинов стало только больше колы. К июлю в торговых сетях появилось на 10% больше брендов напитков со вкусом колы, чем в 2021 году. Как сообщили аналитики NielsenIQ, годом ранее в магазинах продавалось 169 аналогов Coca-Cola и Pepsi. Сейчас их количество достигло 186.
Фото: Unsplash, Unsplash License