Опубликовано 11 июля 2024, 12:02
2 мин.

Как оспорить наказание на работе: юрист подсказал 5 лазеек

Если сотрудник работает плохо, начальство вправе наказать его — объявить замечание, сделать выговор или даже уволить. Но не всегда работодатель прав, когда так поступает. И россияне регулярно оспаривают взыскания в судах и добиваются их отмены. Управляющий партнёр юридической фирмы BLS Елена Кожемякина рассказала «Секрету» о пяти ошибках работодателей, которыми можно воспользоваться в суде.

Работодатели не могут доказать вину сотрудника

Проступок не анализируют, не узнают причины и не описывают в документах. Любая «промашка» — повод для отмены взыскания.

Например, менеджер по продажам опоздал на важную встречу с клиентом. Руководитель, не разобравшись в причинах опоздания, объявил выговор. Но не учёл, что в этот день менеджер попал в серьёзную пробку из-за ДТП на дороге, о чём есть официальное подтверждение от ГИБДД.

Упускают срок давности.

По закону наказать работника можно не позднее чем через месяц после обнаружения проступка и не позднее полугода с его совершения. Если прошло больше — это повод пойти в суд и отменить взыскание.

Не берут объяснения

По закону компания должна потребовать объяснение и дать два рабочих дня на это. По словам Кожемякиной, многие компании забывают об этом или не выдерживают срок.

«Работникам надо помнить об этом, а работодателям чётко выдерживать срок и только после этого приступать к дальнейшим шагам (приказ о взыскании или отмена). Иначе суд почти всегда принимает сторону сотрудника», — подчеркнула юрист.

Не фиксируют последствия

У каждого проступка должны быть негативные последствия для бизнеса компании. Особенно если речь идёт о таком суровом наказании, как выговор или увольнение. Но об этом помнят далеко не все работодатели, а ещё меньше — фиксируют в документах.

Например, менеджер по закупкам в крупной торговой компании забыла вовремя заказать товар. Руководитель в приказе о дисциплинарном взыскании указал только сам факт нарушения должностных обязанностей, но не отразил его последствия для бизнеса. Без этой информации суд посчитал взыскание необоснованным и отменил его.

Частят с наказаниями

Суды не любят, когда работодатель объявляет несколько взысканий за короткое время. Скажем, сотруднику объявили пять взыскания за один месяц. Он скажет в суде, что ему не дали времени исправиться — и это будет железный аргумент в его пользу.

Желание оспорить дисциплинарное взыскание — лишь одна из причин, по которым сотрудники подают в суд на работодателей. Почему судьи разрешают споры о разных взглядах на удалёнку в пользу сотрудников и как широко они трактуют уважительность причин при прогуле — читайте в статье про тяжбы с работодателями.