История дня. Рассказ семьи, случайно открывшей два ресторана в Мексике
В 1999 году Леоновы с двумя детьми планировали эмигрировать из Набережных Челнов в Канаду через Мексику. Вид на жительство в Канаде семье не дали, поэтому семья открыла два ресторана русской кухни «Колобок» в Мехико.
В 1999 году Леоновы с двумя детьми планировали эмигрировать из Набережных Челнов в Канаду через Мексику. Вид на жительство в Канаде семье не дали, поэтому семья открыла два ресторана русской кухни «Колобок» в Мехико. Издание «Афиша» расспросило предпринимателей об их жизни.
В 1990-е семья Леоновых жила в Набережных Челнах. Ольга с мужем работали на заводе КамАза, где в 1998 году перестали платить зарплату, а сыновья заканчивали школу. «Дальше им предстояло либо учиться и непонятно, на что жить, либо идти в армию, а это Чечня. Не было совершенно никакой уверенности в завтрашнем дне», — рассказывает Ольга. Несколько знакомых семьи переехали в Канаду и рассказывали, что там можно неплохо устроиться, поэтому Леоновы тоже решили попробовать. Из-за большого количества желающих получить визу в Канаду или США из России было практически нереально, поэтому они решили сделать это в Мексике, где очередь была всего в несколько месяцев.
Денег на авиабилеты у семьи не было, поэтому они продали всё — и квартиру, и дачу, и машину. Вырученных денег после кризиса хватило на четыре билета до Мексики, и ещё осталось $2000. В сентябре 1999 года они улетели в Мехико с туристической визой.
Спустя четыре дня после приезда все члены семьи стали искать подработки, потому что нужны были деньги на жизнь и предполагаемые визы и билеты в Канаду. «Английского мы не знали, да он нам и не помог бы в Латинской Америке. Что мы могли делать, зная всего несколько слов по-испански? Мыть посуду — с ней не надо общаться. Первым нашёл работу старший сын: он мыл тарелки в забегаловке на рынке — как потом оказалось, в ужасно бандитском районе Герреро», — говорит Ольга. В итоге собеседование в канадском посольстве они не прошли.
Когда Леоновым канадское посольство несколько раз отказало в виде на жительстве, им предлагали нелегально перейти через границу в США, но они отказались. Тогда её муж взял каталог местных заводов и стал отправлять им своё резюме. В итоге его взяли на маленький частный завод в деревушке Папалотла в часе езды от Мехико.
Однажды уже в деревне к ним в гости пришла мексиканка Мириам, а Ольга напекла к чаю пирожков. Тогда гостья и предложила зарабатывать на жизнь с помощью выпечки. «Это была беспроигрышная идея — мексиканцы любопытные и очень любят поесть», — рассказывает старший сын, совладелец «Колобков» Владимир. На следующий день Ольга с двумя вёдрами пирожков поехала в университет, где было много преподавателей и студентов из России, и пирожки разлетелись за час. Тогда они стоили 30 центов за штуку и были трёх видов — с мясом, яблоками и картошкой.
В итоге они купили две сковородки, плитку, получили разрешение на работу и начали продавать и жарить пирожки прямо около своего дома. Вставать приходилось в пять утра, а в восемь — уже начинать работать на улице. В короткий срок Леоновы увеличили продажу пирожков до тысячи в день и решили нанять поваров. Но спустя два года их закрыли, потому что предприятие слишком разрослось и они стали занимать слишком много места на улице.
В 2003 году Леоновы запустили первый ресторан русской кухни «Колобок». «Мексиканцы вообще-то даже не слышали такой сказки и очень часто спрашивают, что это такое. В итоге мы перевели сказку на испанский, распечатали и повесили на стену», — говорит Владимир.
Регистрация бизнеса в мэрии Мехико занимает один час. Для этого нужно прийти к чиновникам, заполнить все необходимые документы и всё — можно начинать работать, позже оставшиеся документы уже досылают постфактум. За 13 лет к бизнесменам один раз приходила с проверкой налоговая, проверить заполнение товарных чеков, по разу — пожарные и санэпидстанция. Бандиты не появлялись ни разу.
Сейчас в Мексике пытаются легализовать уличный бизнес. В случае если продажи небольшой компании не превышают $114 000 в год, то бизнесмен попадает под льготный режим и первый год работает без налогов, во второй — налог составляет 10%, а в течение следующих десять лет постепенно повышается. «При этом если платишь хоть что-то, тебя не будут особо проверять, а то ведь некоторые не платят вообще ничего», — говорит совладелец «Колобков».
Через три года семья открыла второй ресторан. Сейчас он находится на 44-м месте в рейтинге TripAdvisor среди 2800 ресторанов в Мехико. «В одно время даже были первыми, нам прислали письмо с лавровыми венками, — радуется Владимир, — но потом кто-то оставил негативный отзыв о нашей парковке и мы скатились вниз».