«Истолковали превратно». Адвокаты и депутаты оценили заявления о возврате смертной казни в России
Глава Конституционного суда (КС) России Валерий Зорькин опубликовал свою книгу «Конституционное правосудие: процедура и смысл», в которой он рассуждал о возврате смертной казни в стране. Сейчас на неё наложен бессрочный мораторий. По мнению адвоката Матвея Цзена, СМИ неправильно истолковали слова Зорькина и на самом деле он против возврата смертной казни. В Совфеде и в Госдуме сказали, что вопрос требует общественного обсуждения.
В своей книге глава КС напомнил, что мораторий ввели в 1996 году из-за обязательств, которые накладываются при вступлении страны в Совет Европы. Однако до сих пор тема смертной казни остаётся одной из самых обсуждаемых и вызывающих споры и дискуссии, а вопрос о её возвращении неоднократно поднимался в парламенте, отметил юрист.
Судья подчеркнул, что социокультурная ситуация в России заметно отличается от положения дел в старых демократиях Европы, однако КС готов идти навстречу и преодолевать стереотипы массового сознания. По мнению Зорькина, пока есть умышленные убийства, вопрос о применении смертной казни не может быть полностью закрыт.
«Здесь многое зависит от общей правовой ситуации в стране, от того, насколько далеко мы сможем продвинуться в деле создания того прочного, уверенного в себе правопорядка, который позволит удержать сделанную нами уступку, отход от требований правового принципа равенства. Очень надеюсь, что сделанный нашей страной отход от права в сторону тех нравственных и религиозных воззрений, которые стоят на позициях принципиального отказа от смертной казни, пройдёт для России успешно», — написал Зорькин в завершение главы «Право на жизнь и отмена смертной казни».
Нужно общественное обсуждение
Первый заместитель главы Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Даниил Бессарабов заявил «Секрету фирмы», что вопрос возвращения смертной казни требует общественного обсуждения.
«Хочу отметить, что сейчас в России как наказание смертная казнь существует, равно как и замена на пожизненный срок. Но из-за моратория не применяется. Но часто бывает так, что общество требует покарать самым строгим образом людей, совершивших тяжкие преступления. И речь идёт о смертной казни», — сказал Бессарабов.
Парламентарий добавил, что есть и случаи судебных ошибок, которые уже никак не исправить. И если бы это было пожизненное заключение, то человека можно реабилитировать и вернуть на свободу. Но в случае смертной казни это невозможно. К обсуждению этого непростого вопроса можно вернуться, такая правовая возможность есть, указал Бессарабов.
«Моё личное отношение следующее: нам всем вместе надо подумать над этим вопросом. Не эмоционально, когда в обществе есть буря негодования и призывы вернуть смертную казнь, а спокойно посмотреть на все обстоятельства. Чтобы, если возвращаться к этой практике, то какие есть гарантии для защиты человеческого права на жизнь. Если этого не добиться, то велика вероятность произвола или несправедливого приговора», — призвал депутат Госдумы.
В итоге парламентарий заявил, что общество должно сказать своё слово, как следует относиться к насильникам и преступникам.
В похожем ключе высказался и глава конституционного комитета Совфеда Андрей Клишас. В своём комментарии РИА «Новости» он заявил, что смертная казнь касается, скорее, морально-нравственных, а не правовых вопросов.
«Это вопрос, готово ли общество принять на себя ответственность за убийство человека (и неизбежные ошибки в связи с этим) или нет», — сказал сенатор.
Адвокаты против смертной казни
Адвокат Матвей Цзен в своём комментарии «Секрету фирмы» сказал, что Зорькина неправильно истолковали.
«Пресса истолковала пассаж Зорькина совершенно превратно, поменяв смысл на прямо обратный. В главе "Право на жизнь и отмена смертной казни" он рассказывает о том, каким образом с юридической точки зрения Россия пришла к мораторию на смертную казнь и подробно расписывает, как принимались решения. В том числе и о решении КС от 19 ноября 2009 года, в соответствии с которым в России установлен неотменяемый бессрочный мораторий на смертную казнь», — сказал Цзен.
Этот мораторий можно отменить только прямым введением смертной казни. По словам Цзена, Зорькин уверен — это максимальное, что мог сделать КС по отмене смертной казни. Конституционный суд не вправе менять законы, он может их только толковать.
«Потом в этой главе Зорькин говорит с точки зрения скорее философа, что в обществе есть запрос на возврат смертной казни. Он указывает, что с философской и социальной точки зрения вопрос о смертной казни нельзя снять, пока есть убийства. И Зорькин высказывает, скорее, опасение о возвращении смертной казни. Сама его позиция как учёного и как правоведа совершенно ясна — он против смертной казни», — отметил Цзен.
Адвокат и преподаватель РАНХиГС, доцент кафедры гражданского права Всероссийского государственного университета юстиции Андрей Некрасов крайне негативно отозвался о возможности возврата смертной казни в России.
«В России смертная казнь есть как наказание за некоторые преступления, но на применение этого наказания судом наложен мораторий. Вместо неё дают пожизненное лишение свободы. Мораторий связан с тем, что Российская Федерация присоединилась к Конвенции о защите прав и свобод гражданина», — напомнил Некрасов.
Адвокат отметил, что Россия находится под юрисдикцией Европейского суда по правам человека. Но сейчас Конституционный суд разрешил не применять международное законодательство в отдельных случаях.
«Я считаю, что это откат назад, совершенно ужасный», — считает юрист.
Фото: kremlin.ru, CC BY 4.0