Интервью дня. Сергей Петров — о вреде бизнесу от «губернаторов-охранников»
Основатель автоторговой компании «Рольф» и бывший депутат Госдумы Сергей Петров, который ранее решил не баллотироваться на третий срок и вернуться в бизнес, в интервью «Ведомостям» рассказал о перспективах автомобильного ритейла, отсутствии страха перед отказом от личных автомобилей в пользу такси и каршеринга, а также о намерении инвестировать в private banking .
Основатель автоторговой компании «Рольф» и бывший депутат Госдумы Сергей Петров, который ранее решил не баллотироваться на третий срок и вернуться в бизнес, в интервью «Ведомостям» рассказал о перспективах автомобильного ритейла, отсутствии страха перед отказом от личных автомобилей в пользу такси и каршеринга, а также о намерении инвестировать в private banking.
Сергей Петров считает, что отказ от личных автомобилей, к которому подталкивают, в частности, московские власти, а также возрастающая популярность сервисов вызова такси и каршеринга не окажут серьёзного влияния на рынок автомобильного ритейла. «Меня больше беспокоит наступление эры электромобилей. К 2020 году из 100 млн машин 20 млн будут гибридными или электрическими. Их ремонт — это включить-выключить или отвезти обратно в магазин». Тенденция к сокращению сервиса и сейчас «таит большую опасность для бизнеса» — автовладельцам проще поменять автомобиль, чем оплачивать серьёзный ремонт.
В переориентации потребителей на покупку товаров в интернете Петров также не видит серьёзной проблемы. «На складе кто-то должен работать, потому что в интернете вы машину не заберёте. Выживут те, кто больше всего зарабатывает на квадратный метр, на одного сотрудника», — считает он.
Инвестиции в российские компании бизнесмен не рассматривает, поскольку это «очень сложно представить при растущих рисках для собственности в отсутствие независимого суда». Но и инвестиции в Европу требуют «большого напряжения сил». «Опыт всех наших бизнесменов показывает, что они сначала туда инвестируют, а потом все возвращаются покусанные, с потерями. Там всё-таки для ведения бизнеса требуются другие навыки помимо умения хорошо договориться с губернатором и получить льготы. Там нужно реально понимать местный рынок, договориться с профсоюзами, уметь из людей выжать в их рабочее время эффективность». Личные средства Петров намерен вложить в «какой-нибудь private banking».
По его мнению, назначение «бывших охранников» губернаторами регионов — запрос общества. «Оно полагает, что дай волю бизнесменам, и они всё украдут. Это логично, но это очень плохо отражается на экономике, законах и правилах. И в конечном итоге — на уровне жизни. Потому что решения этих людей будут заточены не на то, чтобы, например, бухгалтерию сделать по стандартам GAAP, а на прессинг и силовой контроль. Это риск окончательно загубить бизнес-климат в стране».
В 2007 году, когда Петров ушёл в политику, «Рольф» был многопрофильной группой с оборотом почти $4 млрд. Она занималась дистрибуцией Mitsubishi и Hyundai, автодилерским бизнесом не только в России, но и в Казахстане, владела логистической компанией и банком, готовилась продавать яхты и самолёты. Выручка группы за 2015 год составила около $1,9 млрд, большая часть которой сформировалась за счёт доходов от розничной продажи и обслуживания автомобилей. Но компания сохраняет статус крупнейшего автодилера в России.