Расследование дня. На чьи деньги живёт Донбасс
Журналисты издания РБК исследовали экономику непризнанных республик на востоке Украины — Донецкой и Луганской — и сделали вывод, что она тесно связана с Россией. Официально российская сторона оказывает Донбассу помощь только в виде гуманитарных конвоев, однако неофициальное участие в экономической жизни ДНР и ЛНР выходит далеко за эти пределы, пишет РБК.
Журналисты издания РБК исследовали экономику непризнанных республик на востоке Украины — Донецкой и Луганской — и сделали вывод, что она тесно связана с Россией. Официально российская сторона оказывает Донбассу помощь только в виде гуманитарных конвоев, однако неофициальное участие в экономической жизни ДНР и ЛНР выходит далеко за эти пределы, пишет РБК.
Сейчас в Донецкой и Луганской областях Украины проживают, по данным источника РБК, 2–2,5 млн человек, около 1 млн из них — пенсионеры. До начала боевых действий здесь проживало почти 6,5 млн человек. С учётом размеров пенсий и нерегулярности платежей, по подсчётам РБК, две республики за пять месяцев должны были потратить на соцвыплаты практически 1,9 млрд грн, то есть 3,8 млн рублей по курсу валют, утверждённому ДНР. Чиновники не берутся оценить общий объём выплат пенсионерам и работникам госсектора. По расчётам РБК, только на выплату пенсий и социальных пособий республики должны тратить не менее 4,6 млрд рублей в месяц, то есть 55,2 млрд рублей в год. Власти Донецка и Луганска утверждают, что средства на них появились в результате налоговых сборов, но отказываются сообщить точные цифры.
По информации РБК, ДНР в этом году в качестве налогов от предпринимателей получит не более 4,27 млрд грн. Если крупные предприятия не будут перерегистрироваться в республиках, то в бюджет будет поступать ещё меньше налогов. Вопрос того, откуда власти республик берут деньги на соцвыплаты, остаётся открытым.
С начала боевых действий в Донбассе Россия отправила туда 29 гуманитарных конвоев с продуктами, стройматериалами, электрооборудованием, медикаментами, учебниками и другими необходимыми вещами. «Помощь считается в метрах, штуках, а не объёме денег», — говорит советник президента Сергей Глазьев. «На конвои тратятся сотни миллионов рублей, средства выделяются по распоряжению правительства. Товары подбираются согласно заявкам из ДНР и ЛНР», — приводит РБК слова своего источника, близкого к российскому правительству.
По словам военного аналитика Бориса Рожина, стоимость ведения боевых действий в Донбассе трудно подсчитать. По примерным данным, стоимость содержания одного бойца ополчения начинается от 10 000 рублей в месяц для рядового состава до 150 000 рублей для старшего офицерского состава. Общий объём средств трудно оценить и из-за непостоянного численного состава армии республик: она может составлять от 40 000 человек, по оценке Петра Порошенко, до 70 000 человек, по данным Народной милиции ЛНР.
Если исходить из официальных цифр ополченцев, то ежемесячно только на зарплаты военным двух республик расходуется не меньше 631 млн рублей. Однако авторы доклада Бориса Немцова «Путин. Война» на основе данных из открытых источников и своими оценками российского военного присутствия в Донбассе в 6 000 добровольцев делают вывод о сумме в 2,1 млрд рублей в месяц на содержание только россиян и 2,5 млрд рублей в месяц — на местное ополчение.
Россия также платит за энергоресурсы ДНР и ЛНР. После того как в феврале этого года «Нафтогаз Украины» перестал поставлять газ в Донбасс, «Газпром» начал поставки топлива на эти территории. С начала года до 21 апреля компания поставила в Донбасс 555 млн куб. м газа на $174,2 млн, но «Нафтогаз» отказывается их «признавать и оплачивать».
Российские электроэнергетики также работают в долг: электричество в Донбасс поставляется в рамках договора между российской «Интер РАО» и «Укринтерэнерго» . В апреле Киев требовал исключить из него поставки электроэнергии по линиям, ведущим на территории ополченцев, но представители республик считают, что оплачивать электроэнергию должна Украина, ведь они продолжают перечислять ей платежи за электричество.