Газетные киоски теряют популярность у россиян. Покупателей хотят привлечь пивом и сигаретами
Число газетных киосков в России во время пандемии пережило сильнейшее падение за пять лет. Сейчас на 10 000 россиян приходится всего один киоск. Чтобы не загубить бизнес окончательно, издатели попросили правительство разрешить торговлю не только газетами и книгами, но также пивом и сигаретами.
Такие данные следуют из мониторинга, который провёл Союз предприятий печатной индустрии ГИПП. По их данным, за 2020 год в России стало на 11% меньше киосков и торговых павильонов, у которых более 50% оборота занимали печатные издания. Это самое сильное падение с 2016 года, при этом до пандемии число киосков на протяжении минимум трёх лет оставалось стабильным (снижение не более чем на 1%).
Результаты своего исследования Союз отправил в Минпромторг и Минцифры. Издатели указали, что указ президента о поддержке киосков прессы в регионах выполняется далеко не везде. Для решения проблем отрасли и вопросов распространения прессы предлагается создать координационный совет при Минцифры.
Среди возможных мер, которые могли бы спасти печатный бизнес от краха, авторы исследования указали отмену ограничений на продажу сопутствующих товаров. Пресса по-прежнему будет занимать не менее 50% ассортимента, но издатели печатной продукции предложили перенять европейскую практику и увеличить трафик киосков за счёт продажи слабоалкогольных напитков, еды и табачных изделий.
Кроме того, составители обращения полагают, что нужно поменять механизм аренды мест под киоски. Сейчас они распределяются через аукционы, на которых лучшие места получают продавцы шаурмы, дающие больше денег. Чтобы уравновесить ситуацию, вице-президент ГИПП Александр Оськин предложил распределять киоски через конкурсы и заключать договоры на аренду на срок не менее пяти лет. Чтобы стимулировать власти регионов активнее отдавать земли и помещения под газетные киоски, он счёл нужным поднять нормативы по их минимальному количеству в каждом регионе.
Между тем эксперты указали, что столь значительное сокращение доли киосков в 2020 году было связано также с уходом с рынка федеральной сети «Роспечать», которая сдала в субаренду или продала свои активы другим дистрибьютерам. По оценкам замгендиректора Издательского дома «Комсомольская правда» Ирины Дегтярёвой, для того чтобы «возместить тиражи с одного закрытого киоска», потребуется не менее восьми новых точек продаж в супермаркетах.
На показатели продаж оказывают влияние и быстро меняющиеся привычки потребителей. Как указал гендиректор холдинга «ИМ Медиа» Алексей Иванов, с закрытием киосков теряется привычка покупать определённые издания «по дороге», и тогда от них проще отказаться. Особенно это касается газет, которые теряют актуальность максимум к выходным.
По оценкам «Infoline-Аналитики», сейчас продажи прессы стагнируют, так что спасти печатный бизнес может разве что господдержка. В успешность привлечения клиентов пивом и сигаретами гендиректор агентства Михаил Бурмистров не верит: по сопутствующим товарам большинство из таких киосков оказываются неконкурентоспособны в сравнении с крупными сетями и магазинами шаговой доступности.
Ранее эксперимент с продаже пива в своих отделениях проводила «Почта России». Тогда речь шла о продаже в 3200 почтовых отделений в сельской местности по всей стране. Несмотря на то, что сами автора признали эксперимент удачным, почтовый оператор всё же отказался от расширения ассортимента за счёт алкогольной продукции, но не исключил для себя такой возможности в будущем.
Фото: Wikimedia, CC BY-SA 3.0
Кратко о деньгах, бизнесе, финансах в твиттере «Секрета».