secretmag.ru
Опубликовано 03 сентября 2021, 17:13
5 мин.

Экономисты рассказали о возможном мировом кризисе в 2023 году

Центробанк допустил глобальный мировой кризис в первом квартале 2023 года — это один из альтернативных сценариев в опубликованном проекте направлений денежно-кредитной политики до 2024-го. Предполагаемый кризис может сравняться «по масштабам с кризисом 2008–2009 годов» и привести к падению цены на нефть до $40 за баррель. Всё настолько плохо?

Экономисты рассказали о возможном мировом кризисе в 2023 году

_ Опрошенные «Секретом» эксперты тоже допускают описанный ЦБ сценарий. Однако в Комитете по экономической политике Госдумы считают, что вероятность наступления кризиса крайне мала._

Прогноз Центробанка

Центробанк описал базовый и три альтернативных сценария развития мировой экономики на ближайшие годы.

Базовый сценарий предполагает постепенный рост мировой и российской экономик по мере улучшения эпидемической ситуации.

Однако есть три пессимистичных сценария, которые зависят от появления новых штаммов коронавируса, а также от экономических факторов.

  • «Усиление пандемии» — может вызвать резкое снижение цены на нефть, до $45 за баррель, а также в целом падение доходов от экспорта. В результате «спад в российской экономике будет несколько меньше, чем в 2020 году, поскольку и система здравоохранения, и экономика в целом уже накопили опыт работы в условиях пандемии», считают авторы документа.

  • «Усиление инфляции» — предполагает фиксирование цены на нефть на отметке $75 за баррель в 2022 году. Одновременно с этим российская экономика продолжит расти ускоренными темпами, в том числе благодаря увеличению спроса на товары российского экспорта.

  • «Финансовый кризис» — может произойти, если «накопленные дисбалансы на рынках активов продолжат расти». «Участники финансовых рынков будут ожидать лишь умеренную нормализацию денежно-кредитной политики развитых стран, и каждый следующий шаг повышения ставок будет вызывать всё большее беспокойство инвесторов», — сказано в документе Центробанка.

В первом квартале 2023 года может начаться массовая продажа рисковых активов и обострение долговых проблем в развивающихся странах, особенно у тех, кто накопил внушительные долги в иностранной валюте. При этом развивающиеся страны уже не получат поддержку от других государств или организаций, как это было в 2020-м.

При пессимистичном сценарии в 2023 году мировой ВВП упадёт до 1,1%, а цена на баррель нефти — с $75 в 2022-м до $40 в 2023-м. В свою очередь, российская экономика в 2023 году может снизиться на 1,4–2,4%. В Центробанке считают, что восстановление продлится до 2024-го, но уже к концу прогнозного горизонта Россия окажется способной выйти на темпы прироста в 3–4%.

Быть ли кризису? Мнение финансистов

«Вопрос не в том, произойдёт кризис или нет, а в том, когда это случится. Часто период восстановления экономики и бурного роста заканчивается глубоким кризисом. Кризис 2008–2009 годов был уникальным, тогда сильно ударило по трудовым рынкам. Но каждый кризис уникален — есть свои триггеры. После каждого кризиса регуляторы, власти принимают какие-то решения, вносят коррективы, и повторение кризиса <в том же виде> становится маловероятно», — заявил «Секрету» директор по анализу финансовых рынков и макроэкономике «Альфа-капитала» Владимир Брагин.

Эксперт назвал уникальные факторы, которые сейчас влияют на глобальную ситуацию:

  • низкие ключевые ставки,
  • относительно низкий уровень инфляции,
  • большое количество денежных запасов.

Брагин отметил, что пока резервы сосредоточены в банках и на фондовых рынках, они оказываются изолированными от реальной экономики и потребительского сектора.

«Другой момент — это развивающиеся рынки. После кризиса 2008 года был длительный период сокращения долговой нагрузки. Но за последние пять-семь лет развивающиеся страны сделали поворот в сторону большего популизма и начали увеличивать долговую нагрузку. И сейчас мы видим, что стабильность может постепенно себя исчерпать», — пояснил Брагин, отметив, что развивающиеся страны становятся источником потенциальных рисков.

Представитель «Альфа-капитала» привёл в пример Россию, Индонезию и Мексику, которые стараются избежать увеличения долговой нагрузки.

С Брагиным согласен кандидат экономических наук, доцент департамента теоретической экономики НИУ ВШЭ Денис Мельник.

«Мир до конца не оправился после кризиса 2008 года. За последние два года мы видим, что правительства борются с последствиями пандемии, мы видим восстановительный рост, но сами методы борьбы связаны с накачкой экономики деньгами и, как следствие, разгоном пузырей. И одним из подтверждений негативного сценария является резкий рост инфляции в США», — заявил он.

Действительно, как сообщил ТАСС со ссылкой на данные Министерства труда США, индекс потребительских цен в июле 2021 года оказался на уровне 5,4%. Для сравнения: потребительские цены в еврозоне по итогам августа выросли на 3% в годовом выражении. Инфляция в 19 европейских странах, где используют евро, не была такой большой уже 10 лет — с ноября 2011 года.

«Экономика РФ демонстрировала небольшие темпы роста <в последние годы>, можно даже говорить о стагнации. За последние месяцы мы видим восстановительный рост, который даже обогнал прогнозы экспертов. И Россия может тоже столкнуться с проблемами перегрева экономики», — предупредил Брагин.

В то же время экономист отметил, что России удалось нарастить золотовалютные резервы, что даёт стране «подушку безопасности».

«Бич развивающихся экономик — это государственный долг, по которому надо платить в иностранной валюте, которую можно получить, только экспортируя. И малейший сбой в этой системе давит на экономику, и долг растёт. В этом плане для России пока что ситуация благоприятная — цены на нефть остаются стабильными», — подчеркнул Брагин.

По его словам, за последние несколько лет зависимость российской экономики от цен на нефть уменьшилась, в отличие от ситуации в начале века.

При этом первый заместитель главы комитета по экономической политике Госдумы Валерий Гартунг в беседе с «Секретом» дал понять, что он смотрит в будущее гораздо оптимистичнее учёных-экономистов.

«Я не думаю, что надо рассматривать сценарии, которые имеют низкую вероятность. Я не видел прогноза; скорее всего, этот сценарий имеет низкую вероятность и его даже обсуждать не стоит. <...> Вероятность падения метеорита мала, но тем не менее они иногда падают. Так и с экономикой. Поэтому я не думаю, что надо на это отвлекаться и тратить время», — сказал он.

Фото: depositphotos.com/mistervlad