Экономисты предрекли осевшим на Западе российским богачам возвращение на родину
В Россию вернулся миллиардер Герман Хан. Ранее сооснователь «Альфа-групп» оказался под санкциями Британии, где жил 10 лет. До этого газета Financial Times писала, что российские власти якобы «обрывают телефоны» уехавших из России бизнесменов и просят их вернуться на родину. По мнению опрошенных «Секретом фирмы» экономистов, богачи будут возвращаться, но это не значит, что они сразу начнут инвестировать внутри страны.
Как узнал Bloomberg, в Британии Герман Хан передал свою долю в инвестиционной компании LetterOne другому акционеру, который не находится под санкциями. По данным журналистов, у бизнесмена есть ещё $2 млрд, которые хранятся за пределами России. Всего же его состояние оценивается в $7,7 млрд.
Теперь Хан живёт в Москве, курирует активы «Альфа-групп» и зарабатывает на бизнесе в РФ. Журналисты отметили, что российские миллиардеры покидали свою родину ради сохранения активов, но внезапно Россия оказалась одной из немногих стран, где их богатства не отнимут.
При этом партнёры Германа Хана по «Альфа-групп» и LetterOne Михаил Фридман, Пётр Авен и Алексей Кузьмичёв всё ещё находятся за границей. Однако оставшиеся за рубежом бизнесмены, скорее всего, начнут возвращаться на родину, считает директор Института социально-экономических исследований Финуниверситета при правительстве РФ Алексей Зубец.
«Идея основателей "Альфа-групп" зарабатывать в России, а инвестировать на Западе буквально на наших глазах развалилась. Эти люди будут просто вынуждены в силу объективной необходимости жить и работать в России, инвестировать здесь и создавать рабочие места. Это же вопрос больших денег, которые они потеряли на Западе», — пояснил экономист.
Он отметил, что всё же большинство российских миллиардеров и миллионеров ещё до геополитических обострений жили «на два дома». Они не обрывали связи с Россией и часть своих активов держали внутри страны. Исключением были лишь, те на которых силовики заводили уголовные дела.
Проректор РАНХиГС, доктор экономических наук Андрей Марголин указал, что невозможно залезть в чужую душу и понять, как дальше собираются действовать вернувшиеся предприниматели.
«Но раз бизнесмен возвращается в Россию, а не переезжает в другую, безопасную для его активов страну, можно предположить, что мотивация у него есть. И достаточно высока вероятность, что вернувшиеся будут инвестировать внутри страны, создавать здесь рабочие места и т. д. Тем более сейчас освобождаются значительные рыночные ниши, которые можно попытаться занять», — пояснил экономист.
По мнению профессора НИУ ВШЭ Евгения Когана, возвращающиеся в Россию богачи пока сами не понимают, как они будут действовать дальше. Всё зависит от того, какой будет вектор страны в ближайшие годы, а сейчас это очень сложно определить.
«Такие люди, как Герман Хан, возвращаются, потому что на Западе им там стало некомфортно с точки зрения организации жизни, бизнеса. Когда тебя щемят каждые пять секунд и ты должен доказывать, "кто кому Рабинович", — это чудовищно. Частично решением этой проблемы может быть возвращение в Россию. Что будет дальше, станет понятно в течение полугода ближайшего. Сейчас, я думаю, и Хан, и другие сами не знают, что делать», — отметил экономист.
В апреле стали известны 10 самых разбогатевших в 2022 году российских миллиардеров. По подсчётам Forbes, меньше других после начала специальной военной операции на Украине пострадали предприниматели, ведущие свой бизнес за рубежом.
Фото: Зыков Кирилл / Агентство «Москва»
Материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упомянутые финансовые инструменты или операции могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям/ожиданиям. Определение соответствия финансового инструмента/операции/продукта вашим интересам, целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска — исключительно ваша задача.
Редакция «Секрета фирмы» не несёт ответственности за возможные убытки в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном материале. И не рекомендует использовать эту информацию в качестве единственного источника при принятии инвестиционного решения.