«Душа разрывается». В Сочи требуют снести фермерское хозяйство. Лошадей и овец придётся умертвить
Суд в Сочи удовлетворил иск Генпрокуратуры, которая потребовала освободить 538 га земель в Хостинском районе. Их арендуют более 70 фермеров и сельхозпроизводителей: они выращивают там чай, разводят коз и овец, делают фермерские сыры и развивают туризм. «Под нож» уйдут фруктовые сады, теплицы и конюшни со всем содержимым: животных девать некуда, и, вероятнее всего, их пустят на убой, а занятых на производствах людей выставят на улицу.
2 ноября Хостинский районный суд удовлетворил иск Генпрокуратуры к чайному производителю «Мацестинский чай» и более 70 фермерам, которые арендуют сельхозугодия на территории Краснодарского края. Арендаторы обязаны освободить земли в течение 30 дней. И не просто освободить — а своими силами снести все возведённые постройки и сооружения.
Прокуратура заявила, что 538 га земель в Хостинском районе Краснодарского края незаконно вывели из федеральной собственности в муниципальную, потом так же незаконно раздали в аренду, и в итоге плодородные земли, где нужно было развивать сельское хозяйство, стали использовать как угодно — даже строить на них дачи и рестораны.
Поводом для скандала стали события даже не десятилетней давности. Дело в том, что в 2005 году компания «Мацестинский чай» арендовала у территориального управления Росимущества земли, в 2008 году эти земли перевели в собственность администрации города Сочи, после чего компания «полюбовно» с местными властями переоформила аренду и уступила земли более мелким фермерским хозяйствам. Но прокуратура уверена, что территорию бывшего чайного совхоза преступно раздробили и раздали забесплатно или по бросовой цене. Как так вышло, что нарушений не замечали долгие годы и решили вмешаться сейчас — непонятно.
«Это безумный акт вандализма».
Именно так называет решение суда владелец туристического агрокомплекса «Ферма Экзархо» Инга Экзархо. По её словам, уничтожение (иначе не описать) 74 фермерских хозяйств станет для региона настоящим ударом. Краснодар лишится не только чайного производства, которое обеспечивает 70% всех поставок в стране, но и местных фермерских продуктов, которые удостаивались призов и грамот в профильных конкурсах.
Только на ферме Экзархо, которая арендовала в 2013 году 10 га, построены десятки теплиц, коровники, манеж для лошадей. По словам предпринимательницы, за восемь лет она вложила в развитие десятки миллионов рублей. При этом, прежде чем строиться, она проверила градостроительный план и убедилась, что арендованная земля относится к рекреационной зоне.
«Вся трагичность ситуации сводится к тому, что мы оформили переуступку прав аренды на эту землю в 2013 году, оформив всё через регистрационную палату. Мы получили гербовую печать, которая доказывала, что государство дало нам возможность осваивать эту землю. Мы пришли с желанием построить ферму, и это желание мы воплотили в жизнь. Это подтверждают наши награды, наши достижения в конкурсах», — заявила Экзархо.
В результате за многолетние старания фермеры получили иск на 171 странице, документы к которому занимают целых 13 томов. Первое разбирательство прошло без протокола 14 октября, и ни одному из 74 фермеров не дали ни оспорить сроки исковой давности, ни ознакомиться с материалами дела, ни привлечь экспертов. А уже 2 ноября судья полностью удовлетворил иск Генпрокуратуры.
«Нас просто не услышали»
Предприниматели заявляют, что чиновники придрались к документам 2005-2009 годов, когда земля, которую арендовал Мацестинский чайный совхоз имени В.И. Ленина, перешла из федеральной собственности в муниципальную. Прокуратура считает, что раз на территории есть частные постройки и приватизированная собственность, то её переоформили незаконно, и все дальнейшие сделки с землёй неправомерны. В результате те, кто честно арендовал землю для развития фермерских хозяйств, останутся у разбитого корыта.
«Мы производим сыры — твёрдые, мягкие, с благородной плесенью. Мы посадили фруктовые сады — более 25 000 фруктовых деревьев и 1000 орехового кустарника, посадили ежевику и малину, завезли коз, кур, овец, собирали этот генофонд по крупицам. У нас на ферме работает конно-спортивный клуб, мы продвигаем иппотерапию, прививаем любовь к животным, обучаем верховой езде, ведём просветительскую деятельность… На сегодня фермерское хозяйство насчитывает около 200 голов животных, в том числе 47 лошадей», — поделилась Инга.
Сейчас у фермеров «просто душа разрывается» — нужно снести все постройки, снести более 5000 кв. м. теплиц, где выращивают травы, фрукты и овощи, выгнать на мороз работников (только на «Ферме Экзархо» трудятся около 30 человек, не учитывая занятых в сезон местных жителей) и самое главное — избавиться от всех животных. Девать их просто некуда, а значит, лошадей элитных пород, редких пород кур, коз и овец придётся просто умертвить.
«Когда вдруг мы получили иск, сказать, что это нас ошарашило — ни о чём не сказать. Это было состояние ужаса, смятения, отчаяния, непонимания, что происходит. И сейчас, когда мы сходили на каждое судебное заседание, предоставили доказательства нашей деятельности, просили дать нам возможность доказать, что и как мы делаем, мы столкнулись с равнодушным отношением. Нас просто не услышали, и иск прокуратуры удовлетворили полностью», — добавила директор предприятия
«Мы понимаем, что надо бороться за право на существование»
Сейчас неравнодушные активисты создали петицию за сохранение фермерского хозяйства, которую поддержали уже более 40 000 человек. Они подписались за спасение хозяйств, которые выросли на месте заброшенных земель, и которые не только обеспечивают местных жителей работой и продуктами, но и стали популярными объектами для агротуризма, куда приезжают из соседних областей.
«Мы честным трудом и с огромной любовью развивали своё дело, вкладывали собственные силы и средства в развитие своего края, создавали рабочие места и честно платили налоги, все это время вели свою деятельность законно и открыто. Однако, согласно иску Генеральной прокуратуры, всё, что мы с таким трудом делали и развивали, должно быть по решению суда собственными силами уничтожено», — написали авторы петиции.
Стоит заметить, что это не первый иск для Краснодарского края. Так 25 октября Генпрокуратура отсудила земли у АО «Шапсугский чай», а в августе земли постановили изъять у АО «Адлерский чай», производителя натуральной косметики «Краснополянская косметика» и других фермеров.
Фото: Unsplash, Unsplash License