Дорого и ненадёжно. «Яндекс» установит в свои беспилотники датчики собственного производства
Компания «Яндекс» сообщила, что разработала собственные датчики (лидары) и камеру для управления беспилотным автомобилем. Лидары (Light Detection and Ranging, LiDAR) способны определять расстояние до предмета и его очертания с помощью светового луча. «Яндекс» уже протестировал первые беспилотники, оборудованные новыми сенсорами.
В сочетании с видеокамерами и радарами, определяющими расстояние до предметов с помощью радиоволн, такие датчики могут дать более точную и подробную информацию о ситуации на дороге. Радар способен обнаружить объект на расстоянии до 300 метров и определить скорость его движения. Камера может распознать тип предмета (пешеход, дорожный знак), но очень зависит от погоды и видимости. Лидар же не зависит от освещённости на дороге и даёт более полную информацию об объектах.
Основной недостаток лидаров — их стоимость, признались в «Яндексе». Беспилотный автомобиль от российского IT-гиганта в начале разработок стоил более $150 000 (9,5 млн рублей по текущему курсу). В середине 2019 года его цену удалось снизить до $100 000, а к концу года — до $90 000. Но всё равно больше половины этой суммы составляют системы беспилотного управления автомобилем, из них львиная доля уходит на лидары. Стоимость одного такого датчика колеблется от $10 000 до $25 000, при этом на одну машину инженеры «Яндекса» устанавливают по четыре сенсора разной стоимости.
Раньше лидары приходилось закупать у американской компании Velodyne. Самостоятельное производство позволит сократить затраты на сенсоры на 75%, установив верхнюю границу их стоимости на уровне $10 000.
«Яндекс» будет собирать два типа лидаров: электромеханический с углом обзора 360 градусов и твердотельный с углом обзора 120 градусов. При этом из-за рубежа компания завезёт только микросхемы для своих разработок, а все остальные элементы произведёт самостоятельно. Разработка отечественных решений для хранения и обработки данных — одна из целей нацпроекта «Цифровая экономика».
Весной 2019 года основатель компании Tesla Илон Маск заявил, что компании, которые делают ставку на лидары, совершают большую ошибку. По словам американского изобретателя, такие сенсоры слишком дороги и ненадёжны. Российский разработчик беспилотных систем Cognitive Technologies также отказался от лидаров, заменив их на собственную разработку — 4D-радары, которые обеспечивают эффективное сканирование ситуации на дороге. Их эксперты указали, что лидары расположены в местах, подверженных загрязнению, и без специальных очищающих механизмов будут неэффективны. Кроме того, такие датчики могут быть чувствительны к вибрациям на дороге и выдавать неверные данные.
Фото: kremlin.ru, CC BY 4.0
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!