Дефицит микросхем добрался до российского автопрома
Российская автомобильная промышленность вслед за мировой столкнулась с дефицитом микросхем, необходимых для создания систем ЭРА-ГЛОНАСС и тахографов. Попасть на рынок без них машины не могут. Пока заводы покрывают нехватку чипов из складских запасов, но в других странах она уже сказалась на производстве.
О ситуации с чипами сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка и самих производителей. По словам главы комитета Ассоциации европейского бизнеса по автокомпонентам Алексея Беляева, наблюдается нехватка микросхем для систем ЭРА-ГЛОНАСС, панелей управления приборами, тахографов, блоков управления двигателем, мультимедийных систем и кузовной электроникой.
Информацию подтвердил генеральный директор научно-производственного предприятия ИТЭЛМА Евгений Горелик. Он заявил, что производители столкнулись с «высочайшим дефицитом компонентов» и вынуждены работать по их фактическому наличию. О нехватке чипов сообщал и другой крупный отечественный производитель электроники, утверждает газета.
Нехватка чипов во всем мире возникла вскоре после того, как весной 2020 года на фоне пандемии автопроизводители сократили заказы. Сейчас отрасль оказалась не готова к резкому росту их числа, считает Горелик. Он пояснил, что цикл производства микросхем превышает шесть месяцев и предусматривает выращивание кремниевых кристаллов, а также их установку в корпус. Из-за специфики производства кристаллов производители запускают процесс выращивания раз в квартал, а некоторые и вовсе в раз год. При этом обычно их производят в большом количестве, а затем отправляют одну часть в корпусы, а вторую часть — на склад. Сейчас запасы производителей кристаллов сократились до нуля, утверждает собеседник издания.
В НП ГЛОНАСС подтвердили, что сложности с микросхемами начались в ноябре 2020 года. В результате сроки поставки увеличились с трёх-четырёх до шести-девяти месяцев, а на некоторые позиции заказы принимаются уже на следующий год. Сейчас производители устройств ЭРА-ГЛОНАСС ведут «трудные переговоры» с автоконцернами по переносу поставок. Продажа автомобилей без них в России запрещена.
Представитель Минпромторга заявил, что у отечественного автопрома нет перебоев с поставками электроники. В BMW отметили, что большинство производителей столкнулись с дефицитом полупроводников с конца 2020 года, но «смогли максимально быстро адаптироваться к изменениям». Активно отслеживают ситуацию в АвтоВАЗе, Daimler и Stellantis. Представители последней компании отметили, что производству Peugeot, Citroen и Opel ничего не угрожает. В «Соллерсе» отметили, что подобные риски сохраняются из-за ситуации на мировом рынке, однако предприятия группы с проблемами ещё не сталкивались.
В среднем запас комплектующих у автопроизводителей рассчитан на один-два месяца, заявил газете Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала». По его мнению, дефицит микросхем пока мог прямо не сказаться на российских заводах из-за небольших объёмов рынка и решения глобальных офисов перераспределять поставки в пользу моделей-бестселлеров.
О дефиците микрочипов на мировом рынке в начале марта писала газета Financial Times. По оценке аналитиков, предложение в этой отрасли будет отставать от спроса как минимум до второй половины 2021 года. В IHS Markit отмечали, что из-за сложившейся ситуации в первом квартале отложат производство 1 млн автомобилей, общий годовой объём при этом составляет около 84,6 млн машин.
Фото: Pixabay, Pixabay License
Кратко о деньгах, бизнесе, финансах в твиттере «Секрета».