Опубликовано 29 июня 2016, 13:00

Цитата дня. Глава Сколтеха — о катастрофе в инженерном образовании

Ректор Сколковского института науки и технологий (Сколтех), академик РАН Александр Кулешов рассказал о катастрофе в российском инженерном образовании.

Цитата дня. Глава Сколтеха — о катастрофе в инженерном образовании

Ректор Сколковского института науки и технологий (Сколтех), академик РАН Александр Кулешов рассказал о катастрофе в российском инженерном образовании. Конспект его лекции подготовило издание Znak.

По его словам, российская система инженерного образования сейчас находится в ситуации 1929 года, когда в стране не было высококвалифицированных преподавателей, которые могли бы обучить новых специалистов. «Лук как оружие исчез не потому, что он менее эффективен. Когда появились первые ружья, они проигрывали тетиве и стрелам. Процедура заряда порохом была очень медленной, а дальность выстрела гораздо меньше, чем у хорошего лучника. Так почему восторжествовал огнестрел? Хорошего лучника нужно было учить 20 лет, а стрелка из ружья — месяцы, а то и дни. То же самое произошло в 90-е с инженерией. В конце 80-х стали появляться мощные компьютеры, персоналки, которые полностью преобразовали науку. Инженерия 70-х и нынешняя инженерия не имеют вообще ничего общего», — говорит Кулешов.

Уровень математической подготовки даже в лучших вузах страны остаётся низким из-за того, что в России преподают устаревшие предметы. Ректор отмечает, что дисциплина сопромата в Европе давно пропала, потому что практической ценности не несёт, а в России её до сих пор всем преподают. «Я спрашивал у одного из ректоров на первом курсе: "Почему вы учите аналоговую электронику?" — рассказал Кулешов. — А мне отвечают: "Ну, у нас есть Иван Иваныч в штате, и ему уже 70 лет, давайте этот предмет оставим". Ну, что ж тут делать, оставим так оставим».

Также в мире уже давно нет черчения, потому что для этих целей используется софт, который быстро создаёт трёхмерные модели. «Раньше был слесарь дядя Вася в очках с толстыми стёклами, который на станке вытачивал деталь, ориентируясь на звук. А сейчас всего этого не нужно, есть ЧПУ. Твой инструмент — это флешка, а не золотые руки», — говорит академик. В то же время российские предприятия оказались не готовы к прогрессу — и дело не только в том, что нет станков или ПО. Профессор отмечает, что просто нет специалистов, которые могут перевести чертежи в электронную форму, с которой могли бы работать машины. «Документацию на самолёт "Сухой Суперджет" делали по этой причине западные фирмы, хотя это рутинная работа, там нет никакой математики», — рассказал Кулешов.