Авиакомпании начали сворачивать рейсы. Россияне останутся без перелётов?
Эксперт Пантелеев назвал сокращение субсидирования авиаперевозок плохим знаком. Ранее «Известия» со ссылкой на источники сообщили о снижении господдержки авиаперевозчиков и о том, что авиакомпании уже даже начали отменять запланированные рейсы. О том, насколько эти меры критичны для отрасли, «Секрет фирмы» узнал у руководителя отраслевого агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева.
Что произошло
4 мая источники «Известий» в авиакомпаниях и собеседник, близкий к Минтрансу, сообщили, что размер субсидий для авиаотрасли сократили с 9 млрд до примерно 7,5 млрд рублей. Речь идёт о поддержке рейсов, которые выполняются в облёт Москвы. В новую программу не войдут маршруты в Омской и Тюменской областях, Татарстане, Санкт-Петербурге, Дагестане и Северной Осетии, отметило издание.
В Росавиации заявили, что действительно корректируют программу финансирования, но сохранят субсидии на наиболее значимые направления. Список таких маршрутов будет готов в ближайшее время.
Как работает господдержка
Как объяснил Пантелеев, программа субсидирования прямых межрегиональных перевозок в облёт Москвы работает на условиях софинансирования — часть средств выделяют региональные бюджеты, часть — федеральный бюджет. Благодаря этому стоимость билета для пассажира падает, а значит, стимулируется пассажиропоток.
Некоторые субсидируемые рейсы выполняются в Сибири и на Дальнем Востоке, где из-за низкой плотности дорог добираться куда-то на поезде или машине проблематично — проще лететь на самолёте. «Есть и маршруты в европейской части страны, где с плотностью авто- и железных дорог ситуация обстоит лучше. В ряде случаев есть и доступное альтернативное сообщение с пересадкой в крупных узловых аэропортах», — объяснил специалист.
Программа субсидирования работает так: авиакомпании совместно с регионами подают заявки на выполнение полётов, в Росавиации их оценивают и те, которые проходят определённые критерии, включают в список.
«Если объём финансирования программы сокращается, будет отсекаться больше заявок. Можно скорректировать критерии, добавить новые ограничения, но менять программу лучше не в середине года, а на будущий год», — признал Пантелеев.
Как сокращение поддержки скажется на отрасли
Эксперт объяснил, что сокращение расходов на программу субсидирования межрегиональных перевозок на 1,5 млрд рублей не критично для перевозчиков. На уровень мобильности россиян эти меры тоже не повлияют.
«Авиакомпании на региональных рейсах активно использовали самолёты Superjet 100, в 2022 году эти машины зачастую перенаправляли на выполнение полётов по международным направлениям. Соответственно, эксплуатанты "суперджетов" и в этом году смогут эффективно работать и без активного участия в программе субсидирования», — пояснил собеседник «Секрета фирмы».
В то же время сокращение расходов федерального бюджета на субсидирование региональных авиаперевозок — плохой знак для отрасли, признал эксперт. Он объяснил, что ещё в 2022-м отрасль получила из бюджета 100 млрд рублей в качестве антикризисной поддержки, ещё 25 млрд выделили на осенне-зимний период 2022–2023 годов. В 2023 году такого финансирования уже нет и, какой будет поддержка, пока не ясно.
Пантелеев также отметил, что сейчас сложно сказать, каких направлений коснётся отмена маршрутов.
«Есть многолетняя практика, согласно которой в течение года Росавиация проводит перераспределение средств, выделяемых по программе. Если авиакомпании, подписавшие соглашение на выполнение полётов по субсидируемым направлениям, отказываются от полётов, остаются неизрасходованные средства. Поэтому говорить о том, на каких направлениях полёты будут выполняться, а на каких — нет, можно будет только по факту», — подытожил специалист.