Быстрее, ниже, слабее. Победит ли Россия в мировых валютных войнах
«Уже слышны предупредительные выстрелы»С начала пандемии курс доллара постоянно падает. Другим странам невыгодно укрепление своих валют относительно американской, и аналитики уже говорят о грядущих валютных войнах — всемирном соревновании в девальвации. «Секрет фирмы» выяснил у экспертов, насколько серьёзным может быть такое противостояние и как оно скажется на российской экономике.
Почему заговорили о валютных войнах
Доллар постепенно дешевеет уже почти год. Если весной 2020 года индекс DXY (показывает отношение доллара США к корзине из шести других основных валют) был в районе 100 пунктов, то в начале 2021 года — на уровне 90.
В прошлый раз курс доллара падал так сильно 10 лет назад, в разгар мирового финансового кризиса. Тогда о валютных войнах первым заговорил министр финансов Бразилии Гуидо Мантега. Эта страна стала первой жертвой битвы, после того как США снизили процентные ставки, вызвав приток капитала на развивающиеся рынки и сделав экспортные товары Бразилии более дорогими.
Когда курс национальной валюты падает, произведённые в государстве товары дешевеют в иностранной валюте — таким образом страны становятся конкурентоспособнее на мировом рынке. Естественно, государствам-конкурентам это не нравится.
В 2021 году дальнейший рост курсов различных валют против доллара США может спровоцировать Европейский центробанк (ЕЦБ), Банк Китая, Банк Канады, Банк Англии и даже наиконсервативнейший Банк Израиля проводить вслед за Штатами масштабные программы помощи своим экономикам, предполагает инвестбанкир Евгений Коган.
Я полагаю, что экспортёрам Европы и Китая нынешние курсы их валют относительно доллара не особо нравятся. Ждём, ждём валютные войны. Поэтому, когда мне рассказывают про тотальное дальнейшее снижение курса доллара относительно других валют, мне хочется задать лишь один вопрос: а остальной мир — полные идиоты? И будут тихо сидеть себе и помалкивать? И с одобрением смотреть, как добрый дядя Сэм опять традиционно вытаскивает свою экономику из Ж за счёт остального мира? Не смешите мои кудрявые пейсы.
О новом витке валютных войн говорят и западные специалисты. «Уже слышны первые предупредительные выстрелы», — цитирует Reuters представителя банка UBS.
Насколько суровыми будут эти войны
Опрошенные «Секретом» эксперты сомневаются, что баталии между странами на валютных рынках будут «кровопролитными». Если вообще будут.
Исследования показывают, что для большинства стран мира обесценение валюты сокращает импорт государства, но не приводит автоматически к увеличению экспорта, говорит профессор Российской экономической школы (РЭШ) Константин Егоров. «К тому же огромная часть частных и государственных долгов в развивающихся странах номинирована в иностранной валюте. Поэтому обесценение своей валюты, как правило, значительно увеличивает долговое бремя и тем самым ещё больше вредит экономике. Поэтому большинству стран оказывается невыгодно стимулировать свои экономики за счёт девальвации», — объяснил он.
США — исключение из этого правила, утверждает профессор РЭШ. Когда доллар обесценивается, экспорт Штатов растёт, потому что увеличивается объём всей мировой торговли. «Это связано с доминированием американского доллара в международной торговле. А из-за его доминирования в финансах долговое бремя США не будет увеличиваться при девальвации американской валюты, — уточнил Егоров. — Обесценение доллара будет стимулировать не только экономику США, но и всю мировую экономику, и поэтому назвать его валютной войной сложно».
Другие собеседники всё же допускают возможность валютных войн. Но не ждут, что они будут масштабными. «У развитых стран сейчас мало возможностей для ослабления собственных валют: ставки уже низкие, ликвидность в избытке», — отметил директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин.
С этим согласен аналитик «Финама» Андрей Маслов. Он считает, что большинство стран не признают, что они снижают процентные ставки для ослабления своих валют — их власти будут утверждать, что лишь добиваются стимулирующего эффекта для экономики (чтобы выполнить цели по инфляции, занятости и т. д.).
«Искусственное занижение курса валюты, во-первых, может быть признано демпингом и недобросовестной конкуренцией, во-вторых, приводит к занижению благосостояния населения страны, негативно влияет на уровень капиталоемкости и производительности», — подчеркнул Маслов.
Какими могут быть последствия
По словам аналитика «Финама», валютные войны могут спровоцировать скачок инфляции. Притом проблема в большей степени коснётся развивающихся стран, к числу которых относится и Россия.
О том же предупреждает Евгений Коган: «Ждём ускорения роста цен, прежде всего на продовольствие. Последствия — попытки решать проблему повсеместно административными методами. Итогом будет глобальное искривление экономик многих стран и отказ от экономических методов (регулирования) в угоду саморазрушительным административным».
Каждый рынок будет стараться удешевлять свою валюту по отношению к конкурентным, что может привести к усилению инфляции. Россия здесь не исключение, но наша страна не обладает основными производственными мощностями, которые бы давали возможность независимой политики в рамках мировой экономики.
Константин Егоров из РЭШ смотрит на ситуацию иначе. Он считает, что вероятнее обратная связь, когда высокая инфляция будет приводить к обесценению курса.
«Многие страны были вынуждены увеличить свой долг во время пандемии, когда налоговые поступления упали, а экономика нуждалась в стимулировании. В прошлом страны с высоким госдолгом нередко прибегали к инфляции, чтобы частично его обесценить. Похожая ситуация сложилась и сейчас, — объяснил профессор. — Высокая инфляция в США — это скорее хорошие новости для остального мира, потому что она обесценит доллар и простимулирует мировую экономику. А вот инфляция наших торговых партнёров — это плохие новости для отечественных экспортеров, ведь зарубежная девальвация снизит зарубежный импорт, то есть наш экспорт».
Готова ли Россия к таким событиям
Лучший показатель того, насколько активно та или иная страна препятствует укреплению своей валюты, — это размер золотовалютных резервов, говорит Владимир Брагин. У России они большие (по отношению к ВВП), что говорит о том, что российская валюта сильно недооценена относительно её справедливого уровня, считает аналитик.
Кстати, для ослабления рубля, как показал опыт второй половины 2020 года, не нужно даже задействовать ЦБ или правительство. Достаточно создать негативный информационный повод. А если серьёзно, то по мере улучшения ситуации в мировой экономике механизм бюджетного правила начнёт работать на сдерживание укрепления рубля. Так что в валютных войнах мы, можно сказать, участвуем постоянно.
Российский рубль придерживается плавающего курса, что помогает регулировать инфляцию. Сейчас рубль едва ли нуждается в интервенциях для девальвации, так как по итогам 2020 года оказался одним из аутсайдеров на валютном рынке. Однако в случае действительно сомнительных, но теоретически возможных действий по девальвации со стороны других стран-экспортёров российская валюта может последовать за трендом. В то же время стоит учитывать другие риски, например, санкционные или геополитические, которые в гораздо более значительной мере влияют и на рубль, и на российскую экономику.
По его словам, ослабевший рубль будет выгоден для производителей крупнейших отраслей страны: нефтяной, газовой, горнодобывающей и военной промышленности. Однако покупательская способность населения упадёт из-за высокой доли импорта прочих товаров и услуг, несмотря на импортозамещение. «Таким образом, российским производителям девальвация рубля вряд ли помешает, однако даже им придётся закупать оборудование, материалы и комплектующие из-за границы для эффективного ведения производственной деятельности, что довольно негативно скажется на расходах компаний», — добавил Маслов.
Большинство российского экспорта — это сырьё, мировые цены на которое не зависят от курса рубля, заостряет внимание Константин Егоров. Поэтому долларовые доходы России мало напрямую зависят от движения валютных курсов: они в первую очередь определяются ростом мировой экономики и её спросом на энергоресурсы.
В то же время цены на почти весь российский импорт привязаны к рублю, доллару или евро. Похожая ситуация сложилась и в финансах, где большая часть долгов российских физических и юридических лиц выражена в рублях, долларах или евро, но не в других валютах. Поэтому обесценение только доллара или евро может оказать значительный эффект на российскую экономику, а валютные войны со стороны всех остальных стран будут оказывать лишь незначительное прямое влияние на Россию.
По его мнению, российским властям имеет смысл стараться не допускать слишком большого обесценения рубля против доллара и евро, но не стоит реагировать на движения других валютных курсов.
Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com