Чиновники предложили создать единый измеритель аудитории российских интернет-ресурсов. Сайты обяжут предоставлять данные о своей аудитории организации, которую выберет государство. Отказавшимся это делать запретят размещать рекламу.
Такие поправки в законы «О СМИ», «О рекламе» и «Об информации» подготовил Роскомнадзор совместно с медиакомпаниями. Надзорное ведомство будет утверждать методику исследований и проведёт тендер по выбору компании-измерителя. Участники рынка предположили, что с большой вероятностью его выиграет Mediascope.
В отличие от ТВ, в интернете источники информации об аудитории разнятся. Это могут быть как собственные данные сайта, так и показатели счётчиков «Яндекса», Google, Rambler и других. В итоге единого стандарта данных нет.
Чиновников перестала устраивать такая ситуация, поэтому в сентябре 2019 года заговорили об универсальной и прозрачной системе оценки интернет-аудитории, которая согласовывалась бы с данными по телезрителям. Пока к единому представлению о том, как именно это устроить, в правительстве не пришли.
В дискуссии вокруг законопроекта приняли участие операторы связи и интернет-компании: «Яндекс» и Mail.ru Group. Предположительно, первыми площадками, с которых спросят статистику пользователей, станут сайты с российским видеоконтентом.
В проекте Роскомнадзора и медиакомпаний пока много недоработок, отметили эксперты интернет-рынка. Не определён ни круг сайтов, которые обязаны предоставлять данные, ни характер этих данных. Подробнее всего в законопроекте описали условия отбора, полномочия и ограничения для организации, которая будет их собирать. При этом сайты должны отчитываться перед ней не только об аудитории в целом, но и об аудитории размещённой рекламы.
Подобная схема с 2016 года применяется в исследованиях аудитории телеканалов. Единым измерителем для телевидения стала компания Mediascope. При этом её владельцу, британской Kantar Media, пришлось продать 80% компании государственному ВЦИОМу. Уполномоченным на сбор данных о пользователях Рунета также предложили ограничить долю иностранного владения 20%.
Фото: Сергин В. А., CC0
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!