Аналитики предрекли, что «Яндекс.Такси» скатится в убытки
Совместное предприятие Uber и «Яндекса» «Яндекс.Такси» может скатиться в убытки после прибыли в 2019 году, предупредили аналитики Sberbank CIB. Несмотря на хорошие показатели самого сервиса, большие убытки приносит проект беспилотного транспорта и сервисы доставки еды.
По итогам 2019 года показатель EBITDA (прибыль до вычета расходов) у «Яндекс.Такси» составил 700 млн рублей. В 2020 году он может уйти в минус до 200 млн рублей, предрекли аналитики. При этом в целом показатели отдельно взятого бизнеса такси у IT-гиганта останутся положительными: эксперты прочат увеличение с 4,9 млрд до 5,6 млрд рублей, даже несмотря на пандемию коронавируса и сокращение пассажирских перевозок.
Убытки же принесут проекты беспилотников (минус 3 млрд рублей к EBITDA), а также «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка». При этом именно «Яндекс.Лавка» выступит ключевым драйвером для роста выручки «Яндекс.Такси». Согласно прогнозу, из 54,7 млрд рублей прогнозируемой в 2020 году выручки 11,6 млрд рублей принесёт именно этот сервис доставки еды. Но в конечных подсчётах расходы всё же рискуют перевесить доходы, считают в Sberbank CIB.
В «Финаме» отметили, что убытки по отдельным проектам не помешают «Яндексу» выйти на запланированное в 2020 году IPO. Ведущий аналитик «Финама» Леонид Делицын указал, что на IPO часто идут как раз за деньгами, демонстрируя перспективы будущей выручки. Убытки в отчётности, в частности, демонстрировали перед IPO такие компании, как Uber, Twitter и Facebook, что не помешало им увеличить свою капитализацию.
Ранее в приложение «Яндекс.Такси» внедрили сервисы курьерской доставки. Альтернативные источники выручки в условиях пандемии ищут и другие платформы. Например, агрегатор «Везёт» пытается перестроить свою платформу на услуги доставки, а «Ситимобил» запустил доставку посылок и планирует добавить опцию заказа из Delivery Club.
Позиции «Яндекс.Такси» на рынке таксоперевозок остаются сильнее, чем у остальных компаний, несмотря на падение количества поездок в марте-апреле на 56%.
А как дела у «Яндекса»?
Как следует из отчёта по финансовым показателям за первый квартал 2020 года, выручка «Яндекса» выросла на 26% к аналогичному периоду 2019 года и составила 47 млрд рублей. Но вот скорректированная чистая прибыль после вычета всех расходов всё же упала на 5%, до 5,1 млрд рублей.
Большую часть денег «Яндекс» зарабатывает на рекламе (30,1 млрд рублей), но за прошедший год доля других сервисов в выручке компании неуклонно росла, достигнув 36%. Год назад этот показатель был на отметке в 27%. При этом суммарная выручка всего сегмента «Такси» выросла на 50% и составила 24,4% от всей выручки «Яндекса».
Кроме того, только на устройствах с голосовым помощником «Алиса» компания с января заработала 400 млн рублей (рост в 1,8 раза год к году). Сервисы «Яндекс.Музыка», «Кинопоиск» и «Яндекс.Плюс» также увеличили свою аудиторию до 4,3 млн пользователей и подняли выручку на 95%, до 1,4 млрд рублей за квартал.
Тем не менее аналитики считают, что по итогам 2020 года компанию ждёт первое за 12 лет падение выручки. Если изначально ожидался её рост на 22% (до 213,2 млрд рублей), то по новому прогнозу выручка снизится на 2% и составит 171,8 млрд рублей.
Фото: Flickr, CC BY-SA 2.0
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!