Опубликовано 01 декабря 2025, 16:47
2 мин.

Аналитики: партнёрство с бизнесом принесёт российской инфраструктуре 29 трлн рублей за 15 лет

ВТБ: доля частных денег в инфраструктурных проектах может вырасти почти вдвое. До пандемии доля капитальных затрат в рамках концессий и государственно-частного партнёрства (ГЧП) в общих расходах строительства составляла 3,5% (322 млрд рублей) в год. В будущем она приблизится к 8–9%, полагают аналитики. В ближайшие 15 лет объём инвестиций в российскую инфраструктуру через механизмы ГЧП может составить 29 трлн рублей. Об этом говорится в аналитическом обзоре «Концессии и госзаказ: стимулы, возможности и сценарии инфраструктурного развития», который опубликован в преддверии 16-го Инвестиционного форума ВТБ «Россия зовёт!».

Из-за инфляции строить в России дороги, мосты и другие объекты становится дороже на 6–8% каждый год. Чтобы быстрее запускать такие проекты, государство активнее привлекает частных инвесторов — это называется ГЧП (государственно-частное партнёрство), говорится в исследовании ВТБ Инфраструктурный Холдинг, которое есть в распоряжении «Секрета фирмы».

Когда объекты строят быстрее, бюджет раньше начинает получать с них налоги, а в смежные отрасли приходят новые инвестиции.

Что поможет ГЧП расти

По прогнозу аналитиков, в ближайшие годы росту ГЧП будут способствовать два фактора:

  • возможное смягчение денежно-кредитной политики;
  • запуск крупных проектов — например, высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург и новых дорог в регионах.

Если до пандемии на проекты с частными инвестициями приходилось 3,5% всех капитальных затрат (322 млрд рублей), то в 2024 году их доля выросла до 6% (1 трлн рублей). В будущем она может достичь 1,6–1,8 трлн рублей ежегодно.

«Применение ГЧП-инструментов позитивно влияет на увеличение ВВП, занятость, объём налоговых отчислений, уровень развития инфраструктуры и инвестиционную привлекательность территорий. Такие инструменты позволяют наиболее полно раскрыть потенциал институциональных инвесторов, госбанков, госкомпаний и других участников рынка в финансировании отрасли и реализации новых масштабных проектов», — сказал член правления ВТБ Виталий Сергейчук.

В каких отраслях ГЧП перспективнее всего

Аналитики оценили потенциал разных отраслей по 10-балльной шкале:

  • Автодороги — 8,8 балла.

  • Аэропортовые терминалы — 8,4 балла.

  • Транспортная инфраструктура в целом — 6,8 балла.

  • Социальная инфраструктура — 5,9 балла.

Также возможности для ГЧП есть в промышленности и космической отраслях.

Прогноз до 2040 года

Исследование предлагает три сценария:

Базовый. На 1 рубль частных инвестиций в ГЧП-проекты будет приходиться 5 рублей государственных.

Оптимистичный. Соотношение может улучшиться до 1 к 2,2, если крупные транспортные проекты реализуют в формате ГЧП. Это сэкономит бюджету не менее 11 трлн рублей на строительстве с 2026 по 2040 год.