Опубликовано 07 апреля 2024, 07:53
10 мин.

Что такое самосуд и как за него наказывают. Объясняем простыми словами

Самосуд — форма общественного наказания предполагаемого преступника руками людей, не уполномоченных вершить правосудие. Проще говоря, это незаконная расправа над человеком, которая совершается в обход официальной власти, а порой даже без какого-то подобия суда и следствия. Самосуд отличается от обычной мести запросом на некую справедливость.

История самосудов в России

Самосуды в России возникли с зарождением государственности. Древнейшие источники права (например, договор Руси с Византией 911 года) свидетельствуют о том, что власть позволяла потерпевшим самостоятельно мстить своим обидчикам.

В последующие века самосуды никуда не исчезли, так как скорость и качество рассмотрения дел в официальных инстанциях оставляли желать лучшего и часто не отвечали представлениям людей о справедливости.

Плюс до суда ещё надо было добраться, а в царской России сделать это было не так-то просто: и сеть судов не была достаточно хорошо развита, да и транспорт — под рукой крестьянина была максимум лошадь.

Проще было наказать пойманного за руку вора тут же, на месте, чем обращаться в суд и наблюдать, как дело кочует по инстанциям по 20 лет.

Так что именно при помощи самосуда чаще всего боролись с конокрадами и поджигателями.

После отмены крепостного права Александр II выделил в отдельную ветвь волостные суды — с 1861 года они рассматривали исключительно дела, касающиеся крестьян. Волостной суд состоял из выборных непрофессиональных судей. Юрисдикция его была очень ограниченной, решения зачастую непоследовательными, а судьи нередко были взяточниками и пьяницами.

Неудивительно, что крестьяне не спешили обращаться в суд. Они с небольшой охотой искали защиты своих прав и у полиции.

Несмотря на реформу отмены крепостного права, крестьянство было сословно изолировано от других слоев российского общества. У крестьян было меньше прав и возможностей, из-за чего в деревнях законсервировались архаические представления о жизни и сформировались специфические «правовые нормы».

Например, убийства за «колдовство» преступлением не считались. Вынужденной необходимостью ради «профилактики» эпидемий считали и обряд зарывания живого человека в землю.

За что и как наказывали

От всех других форм судов, имевших преимущественно примирительный характер, самосуды характеризовались карательным уклоном, особой жестокостью, публичностью — часто целью наказания был именно прилюдный позор. Родители могли публично наказывать поркой уже взрослых самостоятельных детей как по своей инициативе, так и по приговору общины.

При этом наказание разнилось для «своих» и чужаков. Первые имели возможность покаяться и получить прощение, хотя этому часто предшествовало унижение. Чужаков же за преступления обычно жестоко избивали и бросали без всякой помощи.

В реализации наказания могли участвовать не только жертва или близкие ей люди, но и посторонние лица, эдакие уполномоченные «палачи».

Крестьянская община активно вмешивалась в семейную жизнь: если старосте казалось, что жена неверна мужу или пренебрегает обязанностями хозяйки, он предлагал её публично наказать. Конечно, официальные суды таким не занимались. Причём за неверность женщин наказывали особенно жестоко: один из прокуроров Новгородской губернии описывал случай порки, когда «куски ободранного тела висели хлопьями» на потерпевшей.

Избиения жён в семье при этом считались делом обычным, и даже полиция в такое не вмешивалась («Бабы живучи»), если только крестьянин вдруг не забивал жену насмерть — тогда ему грозило 10 лет каторги.

При этом за сопротивление «суду» следовало дополнительное, более жестокое наказание. Например, Фрэнк описывал случай, когда за воровство сельчанку раздели и водили по селу с песнями и улюлюканьем. Женщина не выдержала издевательств и бросилась на своих обидчиков с куском цепи. Община тут же постановила, чтобы муж публично высек её кнутом, а её личные вещи распродали и купили на вырученные деньги водки для односельчан.

Крестьяне, с малолетства наблюдая насилие, переживая его сами регулярно за малейшие проступки, спокойно относились к побоям.

«На расправу сбежалась вся деревня и любовалась избиением, как бесплатным зрелищем» — так, по описаниям российского историка Владимира Безгина, реагировали на побивание жены мужем, и редкий человек мог заступиться.

Более того, в России вполне официально существовали телесные наказания, и когда их начали поэтапно отменять в 1863 году, волостные суды и земские начальники назначали побои розгами или плетьми вплоть до полной их отмены в 1904 году. И даже после запрет нарушали вплоть до 30-х годов XX века.

Как удалось побороть массовые самосуды

Борьбу с самосудами в масштабах страны не вели.

Установить виновных в расправах часто просто не представлялось возможности, так как били толпой. Живший в XIX веке публицист Глеб Успенский описывал это так: «Никто не думал, что убьёт до смерти, всякий бил за себя, за своё огорчение».

Разумеется, участники расправы друг друга не выдавали.

Исследователи конца XIX века вели полемику о волостных судах. Одни считали, что нужно сохранить «народное правосудие», потому что оно близко крестьянам «по духу» и месторасположению, а также «доступно по цене». Другие предлагали уравнять крестьян в сфере правосудия с представителями других сословий и обеспечить деревню обязательным для всех законом, к чему в итоге постепенно и пришли.

То есть специально самосуды не искореняли: их число уменьшалось по мере развития судебной системы, а после прихода советской власти за внесудебные расправы стали карать. Да и за другие преступления наказание стало неотвратимым и достаточно суровым, поэтому необходимость вершить правосудие самим отпала.

При этом во время военных действий самосуды по-прежнему случались: наказание предателям и дезертирам назначалось полевыми командирами без всякого суда и следствия, и приводилось в исполнение прямо на месте.

Самосуд в современном мире

Полностью искоренить практику самосуда не удаётся даже в самых развитых странах мира.

Особенностью современных расправ является то, что они зачастую происходят на этапе официального следствия, после вынесения приговоров и даже после выхода преступника на свободу после отбытия наказания.

Расправы на месте, «по горячим следам» происходят крайне редко.

Для этого нужно как минимум присутствовать на месте преступления, как максимум — иметь не только намерения отомстить, но и силы на это, и достаточно изменённое сознание (например, состояние аффекта), и при этом ещё никто не должен мешать осуществить самосуд.

Отдельного внимания заслуживают «убийства чести» в некоторых уголках Кавказа, которые, по свидетельствам некоторых исследователей, совершаются и в настоящее время.

Так, например, подобные угрозы поступали чеченской девушке Седе из-за того, что она сбежала от семьи в Санкт-Петербург и вела независимую жизнь. В августе 2023 года её вернули обратно домой, и с тех пор о ней ничего не слышно. Правозащитники подозревают, что она убита.

Искоренить эту практику, несмотря на все усилия общества и осуждение со стороны религиозных деятелей, не получается: общества с такими традициями закрытые, исповедующие этот обычай деревни, как правило, сильно удалённые, так что даже наказание за такой самосуд люди получают не всегда.

Российская Федерация не уделяет самосудам отдельного внимания — в Уголовном кодексе нет статьи конкретно за это преступление. Действия виновника квалифицируют согласно тому, что совершено: убийство, причинение тяжкого вреда, поджог, похищение и так далее.

А вот в США в 2022 году линчевание (там самосуд называют «судом Линча») признали отдельным федеральным преступлением, наказание за которое может составить до 30 лет тюрьмы.

Причины самосуда

Если коротко: как в прошлом, так и в настоящем людей подталкивает к самосуду осознание, что иначе они якобы не смогут добиться справедливости.

В качестве причин юристы называют беспомощное ожидание вердикта, неверие в объективность суда или в то, что дело вообще дойдёт до разбирательства, а также чересчур мягкие (по мнению потерпевших и окружения) приговоры. Всё это проявляется особенно остро, когда речь идёт о лишении жизни людей.

Линчевание трёх афроамериканцев в Дулуте, Миннесота, в 1920 году

Линчевание трёх афроамериканцев в Дулуте, Миннесота, в 1920 году

В 2012 году соцопросы показывали, что около 75% россиян готовы совершить самосуд ради защиты семьи.

В небольшом исследовании 2023 года 67% респондентов заявили, что готовы самостоятельно расправиться со своими обидчиками любыми возможным средствам и способами.

Известные случаи самосуда

Всемирно известный случай самосуда после длительного ожидания справедливого вердикта случился в Швейцарии. В 2004 году российский архитектор и строитель осетинского происхождения Виталий Калоев убил авиадиспетчера Петера Нильсена на пороге дома швейцарца.

Калоев считал Нильсена виновным в гибели его жены и двоих детей в авиакатастрофе 1 июля 2002 года над Боденским озером. Официальное следствие установило, что диспетчер работал в условиях перегрузки и на неисправном оборудовании.

Виталий заявил, что шёл к Нильсену не убивать, а хотел извинений, но тот выбил из его рук фото жены и детей. Дальше, со слов Калоева, он ничего не помнит о случившемся.

В 2005 году Виталия признали ограниченно вменяемым и назначили 8 лет лишения свободы. В 2007 году он досрочно освободился и вернулся на родину.

Про Калоева сняли ряд документальных и художественных фильмов в России и за рубежом (например, «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли, «Непрощённый» с Дмитрием Нагиевым). По делу об авиакатастрофе осудили троих сотрудников компании управления воздушным движением Skyguide, но никто не был лишён свободы.

Редкий случай расправы на месте был зафиксирован в 2005 году в селе Башлыкент в Дагестане.

Там пропали без вести две восьмилетние девочки. Вскоре их тела обнаружили на земельном участке, принадлежащем 38-летнему жителю села Агарзе, ранее судимому, в том числе за изнасилование.

Местные жители блокировали дом подозреваемого и выбили из него признание. Отец одной из погибших девочек вывез преступника на окраину села, убил и сжег тело. Затем местные жители сожгли дом и машины мужчины, а после выгнали из села его родственников.

Учинившего самосуд отца наказали — 1,5 года условно, так как и прокуратура, и суд решили, что преступление было совершено в состоянии аффекта.

Даже за попытки вершить правосудие своими руками наказывают уголовно.

Например, в 2012 году 64-летняя Валентина Крупинова попыталась заказать убийство человека, который ограбил и смертельно избил её сына. После освобождения из колонии обидчика пенсионерка решила отомстить: «Мой сын в земле лежит, а убийца на воле, ходит и радуется солнышку».

Особенно она сокрушалась по поводу того, что последние годы преступник отбывал в колонии-поселении, тогда как в приговоре был строгий режим.

Женщина купила пистолет у соседа. А тот, пообещав помочь с поиском киллера, навёл её на оперативников. Валентина получила пять лет лишения свободы условно.

15 марта 2024 года в Дагестане отец погибшего в ДТП подростка расстрелял у здания суда виновного в гибели ребёнка, 22-летнего парня, и его адвоката Сергея Осипова. Осуждённому в тот день вынесли приговор — 1,5 года ограничения свободы.

Стрелявшему Ахмеду К. грозит срок вплоть до пожизненного за убийство двух лиц и незаконное ношение оружия. Он арестован. Жена обвиняемого среди причин такого поступка назвала несправедливо проведённый (по мнению семьи) судебный процесс и «счастливые лица» адвоката и осуждённого.

Мнения о самосуде

Исследователи Татьяна Музычук и Вадим Кулачков отмечают, что самосуды учащаются в периоды государственной нестабильности и слабости правоохранительных органов. Также не последнюю роль в этом, по мнению экспертов, играет лицемерие власть имущих и несоответствие провозглашаемых ими лозунгов их реальному образу жизни.

Ольга Костина
председатель Совета Фонда поддержки пострадавших от преступлений, бывший член Общественной палаты РФ

До самосудов доводят многомесячные ожидания отчаяния. Потому что это выдержать невозможно. Жертва, стоящая перед лицом отечественного правосудия, в основном объясняет, что она не виновата в том, что на неё напали, что её изнасиловали, побили, ограбили.

Ведь у нас как: кому бесплатный адвокат от государства — убийце. Родственнику убитого — нет. И с материалами дела он познакомится только в суде, и то если потерпевшим признают, что не обязательно.


Допуская самосуд, общество возвращается к своим истокам, когда весь уклад жизни определялся «правом сильного». Для успешной борьбы с самосудами юристы предлагают «устранять серьёзные недостатки в деятельности отечественной судебной системы».

Александр Смирнов
кандидат юридических наук, научный сотрудник НИИ ФСИН России

Крайняя несправедливость современного уголовного законодательства, позволяющая судам выносить практически ничтожные относительно преступных последствий приговоры, антигуманность УК РФ по отношению к жертвам преступных посягательств, слабая защищённость от преступности и антисоциального образа жизни приводит не только потерпевших, но и иных граждан в состояние отчаяния.

Россию от ещё большей волны самосудных расправ над преступниками спасает юридическая безграмотность её граждан, их неосведомлённость о всех гуманных по отношению к преступникам положениях отечественного уголовного закона.


Факт

Самосуд был распространён и в ряде средневековых европейских государств как способ решения конфликтов, связанный с «кулачным правом». Широко практиковался, например, в Пруссии (Германии), где вассалы решали свои споры оружием. В XIII веке король Фридрих II даже постановил, что самосуд считается законным в случаях, когда спорящие стороны не удовлетворены судебным решением. При этом женщин и странников так судить было нельзя.


Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.