Опубликовано 06 февраля 2025, 14:44
5 мин.

Кто такой Сергей Гущин и чем занимается его компания. Главное из биографии

Гущин Сергей Анатольевич (род. 28 апреля 1966 года) — бизнесмен с международным портфелем проектов. Ранее вёл деятельность в сфере ж/д перевозок, создавал компании с нуля. Сейчас развивает логистику в области морской перевозки товаров.

Сергей Гущин - бизнесмен

© фото из личного архива

Дата рождения28 апреля 1966 года
Род деятельностиЛогистика
Семейное положениеЖенат, шестеро детей
УвлеченияХоккей, катание на велосипеде, гольф

Ранние годы и образование

Сергей Гущин (Sergey Gushchin) родился в Воронеже в 1966-м. В школьные годы самостоятельно определял выбор внеклассных занятий, среди которых были радиотехника, а также проектирование макетов кораблей и самолётов. Вместе с товарищами занимался боксом.

В 1981-м поступил в городской монтажный техникум. Его специальностью стала наладка систем контроля и автоматики. Диплом защитил в 1985-м. К 1999-му бизнесмен освоил профессию радиотехника в стенах Воронежского ГТУ.

Важную роль в биографии Сергея Гущина сыграла Академия народного хозяйства (АНХ). В 2000—2001 годах он прошёл там обучение по специальности «Финансы и кредит», а также программу дополнительной подготовки.

Сергей Гущин – предприниматель с большим опытом

Сергей Гущин – предприниматель с большим опытом

© личный архив

Сергей Анатольевич Гущин: старт карьеры и переход в железнодорожную отрасль

Сергей Гущин ещё в школьные годы подрабатывал на шинном заводе, а попутно с обучением в техникуме, проходил производственную практику в Тамбове.

Но в в 1987-м Сергей Анатольевич Гущин пошёл по стопам отца и устроился на завод вычислительной техники. Его работа была связана с сервисным обслуживанием копировальной аппаратуры. Повышение квалификации в этой сфере будущий бизнесмен проходил в Риге.

В тот период в стране возрождалось предпринимательство, и Гущин Сергей осознал, что работа «на себя» приносит значительно большую прибыль, чем труд на заводе. И в 1992-м вместе с партнёром основал компанию «Альфа-Сервис», которая обслуживала копировальную аппаратуру.

В 1995-м предприятие уже выполняло заказ для ЮВЖД. Не имея денежных средств для оплаты, клиент по распространенной тогда практике взаимозачётов предоставил «Альфа-Сервису» железнодорожный тариф на перевозки.

В 1996-м Сергей Анатольевич Гущин присоединился к команде воронежского филиала компании-экспедитора «Петра», специализировавшейся на железнодорожных грузоперевозках. Вскоре он отказался от доли в «Альфа-Сервисе», полностью сосредоточившись на новой сфере.

В 1998-м разразился один из самых тяжелых экономических кризисов в истории страны, и «Петра» была вынуждена прекратить работу. Тогда Сергей Гущин уже развивал отдельный бизнес-проект. В конце 1997-го создали компанию «Трансгарант» — один из первых российских негосударственных ж/д операторов России. Основателями выступили Гущин Сергей и его бизнес-партнёр.

Предприятие фокусировалось на экспедиторских услугах. Однако в 2000-м топ-менеджмент компании принял дальновидное решение о комплектации собственного парка вагонов. Изначально «Трансгарант» приобретал б/у технику, которая требовала ремонта. Постепенно парк становился разнообразнее за счёт подвижного состава следующих типов:

  • полувагоны,
  • крытые вагоны,
  • платформы,
  • вагоны для перевозки окатышей,
  • цистерны для СПГ
  • цементовозы,
  • специальные платформы для листового металла.

Компания оказывала услуги по перевозке и экспедированию грузов, сдаче вагонов и локомотивов в аренду, мониторингу перемещения подвижного состава. Клиентами «Трансгаранта» были предприятия самых разных индустрий: металлургической, химической, лесной, нефтяной, горной, энергетической, девелоперской, пищевой и логистической.

В 2004-м Сергей Анатольевич Гущин и его партнёр по бизнесу продали 50% перевозчика компании «Северстальтранс». В 2006-м обозначенная доля стала частью транспортной компании FESCO.

«Трансгарант» одним из первых в российской транспортной отрасли пошел по пути digital-трансформации. Автоматика позволила минимизировать эксплуатационные расходы и повысить доходность. Система обеспечивала обновление информации о местонахождении каждой транспортной единицы раз в шесть часов.

В 2006-м одна из дочерних структур «Трансгаранта» впервые перевезла трубы на новой модели платформ, позволяющей транспортировать крупногабаритные конструкции длиной свыше 24 метров. Маршрут пролегал из Санкт-Петербурга в Карелию.

Также в 2006-м «Трансгарант» был признан лучшим партнером РЖД среди операторов подвижного состава.

Гущин Сергей Анатольевич отмечал, что залогом успеха предприятия стала высокая квалификация персонала и его способность всесторонне изучать потребности заказчиков — вне зависимости от масштаба их деятельности.

В 2007-м компания «Трансгарант» впервые вывела на маршрут контейнерный поезд. Он следовал из Находки в Таганрог. Груз состоял из деталей и комплектующих, предназначенных для производства автомобилей марки Hyundai на заводе ТагАЗ.

По итогам 2007-го компания значительно выдвинулась вперед:

  • грузооборот достиг 25,7 млрд тонно-километров,
  • среднее расстояние перевозок выросло до 2,061 тысячи километров,
  • доля порожних рейсов сократилась до 25%.

В начале 2008-го численность транспортного парка предприятия достигла 15 000 вагонов.

В 2009-м Сергей Гущин, биография которого длительное время была связана с ж/д индустрией, создал и возглавил Группу «Гарант». В ее составе находилась вагоноремонтная компания, включающая три дочерних предприятия.

Также в 2009-м бизнесмен с деловым партнером объединили ряд транспортных активов в Rail Garant. В том же году эта компания начала осуществлять перевозки с использованием полувагонов. Rail Garant наращивала свой парк преимущественно путем приобретения нового подвижного состава и оформления его в лизинг. Помимо этого, перевозчик осуществлял специализированные рейсы, используя цистерны, крытые вагоны, цементовозы и платформы.

К завершению третьего квартала 2011-го ж/д парк Группы включал 40 000 вагонов, из них 35 000 — в собственности, а остальные — в аренде. В 2019-м Гущин Сергей прекратил участие в данном бизнесе.

Сергей Гущин – эксперт в области логистики

Сергей Гущин – эксперт в области логистики

© личный архив

Другие проекты

В 2009-м Гущин Сергей Анатольевич участвовал в основании и руководстве структуры, которая обеспечивала доставку грузов для олимпийской стройки в Сочи. Для полной вовлеченности в проект бизнесмен временно поселился в этом городе. Именно тогда он углубленно изучил и освоил системы навигации и отслеживания грузов.

Важной частью деятельности предпринимателя стала разработка нормативно-правовой базы и транспортных регламентов, учитывающих специфику работы в условиях ограниченной инфраструктуры при поставке строительных материалов на олимпийские объекты. Требовалось обеспечить бесперебойное движение пассажирских составов параллельно с эффективной разгрузкой товарных вагонов. Под его руководством были успешно организованы логистические процессы, необходимые для старта масштабного олимпийского строительства.

В 2010—2019 годах бизнесмен участвовал в деятельности компании «Сервисный центр Транстелематика» на правах сооснователя, акционера и председателя совета директоров.

Структура начала с разработки и внедрения систем навигационного контроля за ж/д грузоперевозками. Позднее сфера ее деятельности расширилась за счет решений для пассажирского транспорта. Компания успешно интегрировала свои технологические разработки непосредственно на производственных линиях, где осуществлялась сборка подвижного состава.

В 2018—2020 годах Сергей Гущин, биография которого включает опыт управления разнопрофильными активами, был совладельцем компании «ЭкоЛайн». Она специализируется на комплексном обращении с отходами. Предприниматель внес существенный вклад в становление и расширение деятельности предприятия. В тот период компания обрабатывала 1 млн тонн отходов ежегодно. Сегодня «ЭкоЛайн» вывозит и утилизирует половину от всего объема ТБО в Москве.

В 2018—2023 годах бизнесмен активно развивал «Новую Зерновую Компанию». Она располагала угодьями в 20 000 гектаров.

В 2019-м Гущин Сергей учредил «Рейл Сервис». При этом активы холдинга начали формироваться на 12 лет раньше — с возведения первого предприятия по ремонту вагонов. Затем промышленные мощности последовательно расширялись. В числе новых активов были площадки по производству подвижного состава и запчастей для него. В 2022-м численность персонала в компании достигла нескольких тысяч сотрудников, а выручка ГК составила ₽27 млрд. В ноябре 2023-го бизнесмен реализовал свою долю в Группе.

В мае 2020-го предприниматель вошел в совет директоров компании «Трансконтейнер». Там он курировал направление вагоноремонтных услуг. В октябре 2022-го бизнесмен покинул предприятие.

Сергей Гущин в настоящее время не занимается бизнесом, связанным с РФ

Сергей Гущин в настоящее время не занимается бизнесом в РФ

© личный архив

Гущин Сергей Анатольевич: текущая деятельность

В настоящее время Сергей Гущин не занимается бизнесом, связанным с РФ. В конце 2021-го он развернул деловые инициативы в Дубае. Его деловые интересы охватывают морские перевозки, торговлю (в частности, поставки продовольствия в ОАЭ и Саудовскую Аравию) и различные проекты в Южной Африке.

Помимо этого, Гущин Сергей создал радиостанцию «Волна» в ОАЭ. Подчеркивает, что развивает этот проект не ради получения прибыли, а в качестве творческого начинания.

Бизнесмен отмечает, что работа в устоявшихся корпорациях, где все механизмы уже отлажены, не вызывает у него энтузиазма. Его интересует весь цикл развития компании: от основания — к росту, а затем и к выгодной продаже заинтересованным инвесторам. По словам предпринимателя, он находит особое удовольствие в том, чтобы собирать эффективные коллективы и выстраивать предприятия с чистого листа.