Кто такой продакт-оунер. Объясняем простыми словами
Продакт-оунер (product owner, владелец продукта) — это IT-специалист, который отвечает за видение конечного продукта и его ценность для пользователя. Задача такого специалиста — создать продукт, в котором действительно нуждаются люди, и донести эту идею разработчикам.
Проще говоря, с подачи продакт-оунера у всех членов команды должно появляться ясное представление о том, над чем они работают и в какой последовательности будут выполнять задачи. Однако он не управляет коллективом, а направляет и работает вместе с ним.
Продакт-оунер отвечает за продукт на всех этапах его создания, определяет приоритеты, поддерживает актуальность всех разрабатываемых функций и несёт ответственность за достижение максимальной ценности и прибыли.
Пример употребления на «Секрете»
«Невооружённому взгляду видна ориентация продакт-оунера на ритуалы, направленные внутрь разработки».
(Из материала о нюансах работы продакт-менеджеров.)
Нюансы
По сути, продакт-оунер решает, каким именно будет конечный продукт, определяет его концепцию. Такой специалист распределяет зоны ответственности, сочетая в себе роли бизнес-стратега, рыночного аналитика, продакт-дизайнера и клиента; он должен иметь минимальные технические навыки, быть в курсе потребностей пользователя и неудобств, которые тот может испытывать.
Компетентному владельцу продукта нужно знать о возможностях разработчиков, уметь грамотно взаимодействовать с командой и пользователями, формулировать требования потребителей и т. д. При этом он не вправе давать задания отдельным участникам и вмешиваться в решения команды.
Круг задач продакт-оунера достаточно широк:
- общение с заказчиком;
- определение видения и разработка стратегии развития продукта совместно с заказчиком;
- составление дорожной карты продукта — плана выполнения, изменения и продвижения проекта;
- эффективная коммуникация с заказчиком и разработчиками;
- управление списком задач для айтишников;
- контроль исполнения задач на каждом этапе;
- получение обратной связи от пользователей, исследование их потребностей;
- оценка показателей конкурентов;
- прогнозирование проблем и способов их устранения;
- измерение прогресса продукта;
- разработка модели монетизации;
- ведение бэклога (перечень рабочих задач, расположенных в порядке важности, для команды разработчиков).
- участие в процессе расширения команды, найма.
Особенности употребления термина
Некоторые могут путать продакт-оунера и продакт-менеджера проекта. У них похожие функции, но есть и различия. Менеджер проекта — непосредственный начальник, который руководит процессами, ставит задачи, регулирует нагрузку, контролирует выполнение и т. д.
Продакт-оунер же в большей степени отвечает за видение конечного продукта, задавая и корректируя общий курс на достижение результата. Его сфера ответственности шире, а круг обязанностей больше. На владельце продукта висит ответственность за промежуточный и конечный результат.
Подробнее о разнице между продакт-менеджерами и продакт-оунерами можно узнать в этой статье «Секрета».
Статью проверил:
Даниил Шеповалов, IT-эксперт