Опубликовано 01 мая 2023, 00:01
13 мин.

Кто такой Карл Лагерфельд. Только главное и интересное

-
Гений, модельер-явление, человек, сделавший себе имя на чужих именах

Карл Отто Лагерфельд (10 сентября 1935 года — 19 февраля 2019 года) — пожизненный креативный директор Fendi и Chanel, одна из самых ярких и эксцентричных личностей в мире моды. Подвергался критике за культ худобы и острые высказывания, в том числе в адрес политиков. Подарил второе рождение умирающему бренду Chanel и создал самую дорогую шубу в мире для Fendi.

Биография

Не такой, как все

Будущий кайзер моды родился в Гамбурге (Германия) 10 сентября. А вот насчёт того, какой это был год, много лет шли споры. Одни источники указывали 1933 год, другие — 1938 год, поскольку, как пояснял сам Карл в интервью для фильма «Karl Lagerfeld, un roi seul» в 2008 году:

«На самом деле никто этого точно не знает. Я родился между 1933 и 1938 годами. Это тайна, покрытая мраком, и меня восхищают люди, называющие себя журналистами. Они так и не докопались до правды — до сих пор смешно».

По словам Карла, его мать могла сжечь документы намеренно, поэтому он и сам не знает, в каком году родился. Но его это не волновало: «Мне нравится тайна — реальность скучна».

В 2013 году в интервью для французского журнала ParisMatch на очередной вопрос о дате рождения он наконец сообщил: «В середине 1935 года — моя мать меняла дату, и ей было проще дорисовать «3» или «8»». Однако это не поставило точку в путанице с возрастом, и даже ассистент Карла в 2019 году сказал Associated Press, что всё ещё точно не знает, какой именно год стоит считать верным. Тайна стала частью персонажа по имени Карл Лагерфельд.

Карл рос в богатой семье. Отец, Отто Лагерфельд, был крупным промышленником, говорил на 12 языках и много путешествовал. Дед по отцу вёл импортно-экспортный бизнес в Гамбурге. А мать была скрипачкой и «говорила другим, что делать», как пояснял сам Карл в интервью ParisMatch. Также у него были две сестры: Марта-Кристиана и Теа, но он не был с ними близок. Он вообще был далёк от любых детей — ему больше нравились взрослые.

Как говорил Карл, он думал, что он центр мира, ненавидел детей-сверстников, они были для него рабами: он поручал им делать всё, что не хотел выполнять сам. Когда его спрашивали, как дела в школе, он поворачивался спиной — такие вопросы казались ему глупыми. Он не считал себя уникальным: просто у него были другие стремления и интересы, «всё другое». И больше всего ему не нравилось выглядеть как все.

Мальчики в то время носили короткие шорты и связанные матерями свитеры. Но мать Карла не вязала, так что он «избежал этого позора». Вместо этого парнишка раздобыл тирольскую одежду, которую было не найти в Гамбурге. Особенно ему нравились шляпки с пёрышками. И, когда всех мальчиков коротко стригли, Карл гордился своими шикарными длинными волосами. Уже тогда он проявлял склонность к артистизму, продумывал свой образ и обожал рисовать. «Я родился с карандашом в руке», — говорил Карл в интервью ParisMatch. Правда, на тот момент речи о карьере в моде не было: Карл хотел стать иллюстратором.

Детство Карл провёл в провинции на севере Германии и в интервью CNBC охарактеризовал это время как скучное. Он ненавидел быть ребёнком, а ещё мечтал о крупных городах.

Его влекла заграница, где, по его мнению, всё было идеально.

«У меня было лишь одно желание: смыться оттуда как можно скорее», — говорил он в интервью 2008 года. Уже в детстве Карлу не хватало «размаха»: он считал, что его жизнь должна быть другой — как во Франции XVII века, в коридорах великолепного Версаля, а не в серости Гамбурга.

В декабре 1949 года в Германии состоялся показ Кристиана Диора: это было невероятное событие — в то время звезда Диора сияла ярче прочих на модном небосклоне. Юный Карл сопровождал мать на этот показ, и это стало отправной точкой для его дальнейшей судьбы. Он увидел сказку, ожившие картинки из модных журналов и тот самый мир утончённости, в котором с детства мечтал существовать. Недолго думая, Карл сообщил родителям, что уезжает в Париж заниматься модой.

Париж, Fendi и Chanel

Путь Лагерфельда в моде начался только в 1954 году, когда он во время прогулки увидел баннер, приглашающий принять участие в конкурсе модельеров от International Wool Secretariat (сегодня это Международная премия Woolmark). Надо было просто сделать скетч платья или пальто из шерсти и отправить в IWS. Карл набросал несколько скетчей, отправил и забыл об этом на долгие полгода. Пока ему не пришла телеграмма, в которой говорилось о победе. Так он получил свою первую премию — за дизайн пальто. На том же конкурсе в категории платьев победил Ив Сен-Лоран, и именно там началась их дружба.

Среди судей конкурса был Пьер Бальмен, французский модельер и создатель собственного дома моды Pierre Balmain. Он предложил Карлу стать ассистентом. В Balmain Карл в итоге проработал до 1962 года. После этого у него были внештатные задачи для Krizia, Ballantyne, Charles Jourdan. Но это была лишь прелюдия к основному действу.

В 1965 году в жизни Карла началась новая глава: он стал сначала консультантом, а позднее и креативным директором Fendi. Сначала его пригласили, чтобы модернизировать меховую линию бренда. И именно этим Лагерфельд в Fendi и запомнился: он отказался воспринимать норку и соболь дорогим, классическим мехом и поклоняться ему.

Карл побрил и покрасил эти меха и создал концепцию Fun Fur (забавный мех), что позже стало основной для нового логотипа Fendi в виде двух букв F, где одна перевёрнута. Так Карл навсегда лишил мех флёра буржуазности. По словам Бернара Арно, именно Лагерфельд сделал Fendi одним из инновационных итальянских домов.

Читайте на тему:

Следующий, 1966 год, принёс Карлу новые задачи: он стал модельером Chloé и укрепил богемный, романтический стиль бренда. Сотрудничество с этим модным домом продолжалось до середины 1980-х годов, пока в Chloé не сменились владельцы. В 1992 году Карл снова появился в Chloé — на должности главного модельера, но это сотрудничество уже было менее успешным и окончилось в 1997 году. Тем более в то время в жизни Карла уже было нечто более важное — Chanel.

После смерти Габриэль Шанель в 1971 году дом Chanel сфокусировался на парфюмерии и аксессуарах, а коллекции одежды были похожи одна на другую, что неминуемо вело к краху. Ален Вертхаймер, владелец бренда, принял пророческое решение — в 1983 году он пригласил на работу Лагерфельда. Карла все отговаривали, убеждая, что эту «спящую женщину» не оживить, для неё всё кончено. Но он принял предложение. И именно благодаря этому дом Chanel не только не пошёл ко дну, но и получил второе рождение.

Карл выделил цветовые коды Chanel и фактуру (твид), ключевые предметы — крупный жемчуг, двухцветные лодочки, твидовые костюмы, маленькое чёрное платье. Но что не менее важно — Карл буквально заново придумал бренд, переосмыслив его составляющие. Твид перестал быть скучным, буржуазная одежда для зрелых дам превратилась в мечту молодых девушек.

В 2017 году, когда впервые за 108 лет появилась публичная отчётность Chanel, совокупная выручка компании составила $9,62 млрд, а чистая прибыль — $1,79 млрд. И это заслуга Лагерфельда.

Как говорил об этом сам Карл: «Моя работа заключается не в том, чтобы повторять, что делала она (Шанель. — Прим. «Секрета»), а в том, чтобы создавать то, что она могла бы сделать». До самой смерти Карл занимал место креативного директора Chanel. После его дело переняла Виржини Виар.

Возможно, успех Лагерфельда в мире моды и его становление кайзером (императором в мире моды) связаны с тем, что он всегда всё стремился делать сам. Только так он мог достичь лучшего результата. Он учился у каждого человека, с кем сталкивался в своей карьере, вплоть до 70-летней закройщицы Альфонсины, работавшей в модном доме Жана Пату. Карл учился работать с тканями, чистить их, раскраивать и многому другому. Он знал о создании одежды всё — с первого стежка. «В индустрии моды вы мгновенно потеряете уважение закройщицы, если не ответите на все её технические вопросы. И неважно, зачем она его задаёт, нужен ли ей ваш ответ», — говорил Карл в 2008 году.

А когда в 1980-х годах ему не понравились предложенные фотографы в Chanel, он сделал снимки для пресс-кита сам. И потом ещё не раз проводил съёмки лично.

Собственный бренд и последние годы

Несмотря на то что имя Лагерфельда всегда ассоциировалось исключительно со старыми модными домами и уровнем Haute couture (высокой моды), в 1984 году он основал свой бренд — Karl Lagerfeld. И тогда, и сейчас основу коллекций его бренда составляли вещи в чёрном и белом цвете с обязательными классическими рубашками: повторяли стиль самого Карла.

Хотя личный бренд Лагерфельда не был таким же сильным, как Chanel и Fendi, он успешно развивался. По итогам 2021 года в мире было 120 собственных и франшизных магазинов Karl Lagerfeld, продажи выросли на 45% к 2020 году (находились на уровне €1 млрд) и на 35% к 2019 году. В июне 2022 года компания Karl Lagerfeld перешла под управление .

Сам Карл активно работал до последнего: он ежегодно выпускал в среднем 14 коллекций даже в свои 80+ — в 4 раза больше, чем многие его коллеги. О выходе на пенсию речи не было: «Почему я должен перестать работать? Если я это сделаю, я умру». При этом он не считал свой труд усердным — для него это было образом жизни.

Однако даже Лагерфельд оказался невечным. В январе 2019 года Карл впервые не появился в финале показа Chanel, как делал всегда. Его заменила Виржини Виар, его «правая рука». Сам Карл находился за кулисами в инвалидном кресле, он не мог двигаться без чужой помощи. Официальной причиной был вывих лодыжки — последние годы Карл выглядел ослабленным.

Вечером понедельника, 18 февраля 2019 года, Карла госпитализировали в Париже. Во вторник, 19 февраля, он скончался. Позже стало известно, что причиной смерти был рак поджелудочной железы.

Состояние

На момент смерти в 2019 году состояние Карла Лагерфельда оценивалось в $195 млн.

Точных данных об имуществе Карла нет, однако СМИ неоднократно упоминали, что у него около 20 домов (в том числе квартир) — в Париже, Риме, Бриттани, Монако, Берлине и Биаррице. Самыми известными были квартира в Париже на Сен-Пер, дом в Ле-Ми (недалеко от Парижа), дом в Риме и квартира в Монте-Карло. А виллу La vigie в Монако он получил в подарок от самого в 1980-х годах.

Кошка Лагерфельда — наследница всего

Белая бирманская кошка, ставшая неотъемлемой частью жизни Карла, появилась у него случайно. Однажды приятель попросил его позаботиться о ней в течение недели. Но, когда хозяева вернулись, Карл настоял на том, чтобы оставить Шупетт себе. Как он позже вспоминал, «это была любовь с первого взгляда: она смешная, весёлая, очаровательная, на неё приятно смотреть». В 2013 году для CNN’sFashion Week Карл сказал, что никогда не думал, будто способен так влюбиться в кошку. Если бы был возможен брак между людьми и животными, он бы женился на Шупетт.

Едва ли какой-то другой питомец известного человека настолько узнаваем, как кошка Лагерфельда. Шупетт снялась с супермоделями для рекламных кампаний (первая — для V magazine в 2012 году с Летицией Каста) и суммарно за это получила больше €3 млн, в её аккаунте в одной запрещённой в РФ соцсети 148 000 подписчиков.

Карл купил для Шупетт личный самолёт, нанял двух горничных, телохранителя и личного повара. Она стала героиней его одноимённой книги, вдохновила на создание капсульной коллекции аксессуаров и один из фирменных принтов для бренда Karl Lagerfeld. Неудивительно, что при такой любви к Шупетт именно ей Карл завещал своё состояние.

Факты

  • Карл был коллекционером книг: его личная библиотека насчитывала более 300 000 экземпляров. В его офисе, дома и студии всегда громоздились башни книг, которые он читал: об истории, искусстве, музыке, географии, архитектуре и о многом другом. В 1999 году он открыл в Париже книжный магазин 7L (он всё ещё работает), а год спустя — издательство Editions 7L.
  • Лагерфельд был первым представителем высокой моды, заключившим сотрудничество с брендом категории fast-fashion: в рамках коллаборации с H&M в 2004 году — через собственный бренд Karl Lagerfeld. Позже он также разрабатывал капсульную коллекцию для Puma (2018 год), повседневную уличную одежду для Zalando.
  • Большой поклонник искусства, в 1998 году Карл открыл в Париже художественную галерею Lagerfeld Gallery — Studio 7L.
  • В гардеробе Карл коллекционировал не только классические костюмы Dior, но и белые рубашки Hilditch & Key: их было более 1000 экземпляров. Сколько у него было фирменных тёмных очков и митенок — неизвестно.
  • С 1987 года Карл порой сам снимал рекламные кампании — в том числе и для Vogue. Одним из известных проектов стала съёмка Летиции Каста для V magazine в 2012 году.
  • Одним из интересов Карла вне моды были архитектура и дизайн интерьера: он участвовал в обновлении легендарного отеля Hôtel de Crillon в Париже. Номера, которые он оформил, назвали Les Grands Appartements.
  • В 2015 году, в юбилейный год сотрудничества с Fendi, Карл создал самую дорогую шубу в мире — за €1 млн. Она была из соболя, а её мех был покрыт чистым серебром.

Критика Лагерфельда за высказывания

Личность Карла была неоднозначной даже в модном мире. Ему принадлежали одни из самых жёстких и провокационных высказываний, особенно в отношении женщин и их внешнего вида.

Карла постоянно критиковали за то, что предпочитал работать исключительно с худощавыми моделями, высказывался против запрета на работу слишком худых моделей. Он не считал, что это анорексия — это могло быть и просто их природной конституцией. По его словам для канала Channel 4 news, анорексичных девочек — 1%, с избыточным весом — 30%, и последнее куда более значимая проблема. Также в 2009 году журналу Focus он заявил, что никто не хочет видеть пышных женщин.

Более того, в его коллаборации с H&M в 2004 году не было одежды больших размеров. Карл отказался её выпускать, сообщив, что его разработки — это мода для худых, стройных людей. Это изначальная идея и менять её он не будет.

Но жёсткой позиции по фигуре он придерживался и в отношении себя. В 2000 году, после набора веса из-за стресса, за 13 месяцев он похудел на 42 кг — чтобы соответствовать гардеробу с классическими костюмами Dior 46/48-го размера.

«Я ношу узкие костюмы, чтобы не иметь возможности потолстеть», — говорил Карл. Об этом опыте похудения в 2005 году он написал книгу Karl Lagerfeld Diet.

Острые высказывания Лагерфельда порой предназначались не только женщинам с неидеальными фигурами. В 2012 году газете The Sun он сообщил, что Пиппе Миддлтон, сестре герцогини Кембриджской, лучше показывать всем свою спину, а не лицо. Впрочем, позже Карл пояснил, что имел в виду её неудачный макияж.

А в 2017 году Лагерфельд прошёлся по канцлеру Германии Ангеле Меркель: ему не понравилось, что та позволила почти 1 млн мигрантов въехать в Германию в 2015 году.

«Нельзя даже спустя десятилетия убить миллионы евреев, чтобы потом привести на их место миллионы их злейших врагов», — высказался он в эфире шоу «Salut les Terriens».

Цитаты

  • «Мир красивой одежды — это мечты и иллюзии», — из интервью 2009 года для немецкого журнала Focus.
  • «Спортивные штаны — это признак поражения. Вы потеряли контроль над своей жизнью, поэтому купили спортивные штаны», — из книги «The World According to Karl» (2013).
  • «Мне не требуется 30 часов на раздумья. Либо «да», либо «нет»», — из интервью 2008 года для фильма «Karl Lagerfeld, un roi seul».
  • «Нарциссизм хорош по одной причине — он не позволяет человеку распуститься и стать обузой для других. Если смотреть на него с этой стороны, нарциссизм нужно сделать всеобщей обязанностью», — из интервью 2008 года для фильма «Karl Lagerfeld, un roi seul».
  • «Я всегда сплю с блокнотом и ручкой рядом со мной. Большинство вещей, которые я сделал и которые я считаю лучшими, были придуманы таким образом», — из интервью для журнала Crash.
  • «Мода — это "момент". Лучшее, что может случиться с платьем, — это носить его. Мода — это не музейные экспонаты», — из интервью для Vogue Arabia.
  • «Ненавижу любителей. Я ненавижу непрофессиональных людей», — из интервью для Vogue Arabia.
  • «Тело должно быть безупречным. Если это не так, покупайте одежду меньшего размера и меньше еды», — из интервью для Harper's Bazaar.
  • «Я первый человек, сделавший себе имя на чужих именах. Наверное, у меня мышление наёмника, и мне прекрасно с ним живётся», — из интервью 2008 года для фильма «Karl Lagerfeld, un roi seul».
  • «Никогда не используйте слово "дешёво". Сегодня каждый может выглядеть шикарно в недорогой одежде — богатые тоже её покупают. Сегодня на всех уровнях есть хороший дизайн одежды. Вы можете выглядеть шикарно в футболке и джинсах — это зависит от вас».

«Я не хочу быть реальным человеком в жизни других людей. Я хочу быть явлением».