Что такое SWOT-анализ. Объясняем простыми словами
SWOT-анализ — это метод планирования и инструмент для оценки внешних и внутренних факторов, от которых зависит, как компания или отдельный продукт будут развиваться на рынке.
Проще говоря, SWOT-анализ можно назвать методом объективной оценки любой ситуации, который строится на основе 4 важных параметров:
- S (strengths) — сильные стороны;
- W (weaknesses) — слабые стороны;
- O (opportunities) — возможности;
- T (threats) — угрозы.
Сильные и слабые стороны относятся к внутренним факторам, на них компания способна повлиять сама. Возможности и угрозы — это внешние условия среды. На эти условия невозможно повлиять (или они вообще могут не произойти), однако нужно учитывать и их.
Например, вы решили открыть кофейню. В таком случае нужно понимать все внутренние и внешние угрозы и возможности — месторасположение, качество оборудования, команду, конкуренцию, клиентскую базу, рекламу, экономическое положение вашего региона и так далее. Эти факторы должны быть не абстрактными, а точно и понятно сформулированы. Даже частично сделанный SWOT-анализ уже сможет уберечь предпринимателя от потери денег и времени.
SWOT-анализ полезен как для крупных предприятий, которые выпускают новый продукт или услугу, так и для молодых стартапов.
Пример употребления на «Секрете»
«Грустная правда в том, что в России бизнес-образование, за редким исключением, строится на учебниках 20-летней давности. Например, люди всерьёз говорят о SWOT-анализе как об эффективной методике. Для меня было важно учиться по тем учебникам, которые переведут на русский лет через пять».
(Основатель Easy Meal Вадим Малкин — о том, стоит ли получать MBA в России.)
Критика
Среди экспертов существуют и противники данного метода. Многие аналитики утверждают, что главный риск такого анализа заключается даже не в том, что в действительности невозможно учесть все факторы внешней среды и внутреннего состояния предприятия, а в том, что данный метод рассчитан прежде всего на западную экономику, но не на российские «рыночные отношения».
Чтобы сделать качественный SWOT-анализ, необходимо много точной информации — маркетинговой, финансовой, коммерческой, статистической, — а это может быть затратно.
Факт
Впервые метод SWOT-анализа использовал американский учёный Кеннет Эндрюс в 1963 году. Он выступал на конференции о бизнесе и политике в Гарвардском университете.
Статью проверил:
Данил Попов, руководитель направления продуктового маркетинга в «Нетологии»