Что такое совместные закупки. Объясняем простыми словами
Совместные закупки — принцип организации покупок, при котором набирается группа желающих приобрести товар крупной партией по оптовой цене.
Купить товар по оптовой цене — в несколько раз дешевле — привлекательная идея. Однако продают его только партиями. Тогда у покупателей возникает идея объединиться. Сообщества совместных закупок часто возникают в соцсетях и на форумах, у некоторых даже есть отдельные сайты.
Руководит процессом организатор: собирает заказы, общается с поставщиком/производителем, оплачивает доставку, сортирует товар. За это он берёт организационный сбор с участников закупки.
Пример употребления на «Секрете»
_«Будущее они видят в развитии мобильного сегмента и сервисов, которые вызывают наибольший интерес. Недавно партнёры выделили отдельный сайт совместных закупок. Они запустили систему наподобие CRM, где проще организовать закупки и можно выбирать, с кем скооперироваться, по географическому принципу». _
(Из материала о ресурсе babyblog.ru.)
История
Первые «клубы покупок» появились еще в 1860-х годах в США. Нью-йоркский предприниматель Джордж Гилман предлагал клиентам хорошие скидки за совместные заказы чая и кофе. Появление интернета способствовало развитию этого явления, и в 1990-х в США появились сайты совместных закупок. В Россию совместные закупки пришли в 2000-х.
Нюансы
Несмотря на очевидную финансовую выгоду, у совместных закупок есть свои минусы:
- товар нельзя пощупать или примерить;
- бракованный товар можно вернуть, а вот пересорт (не тот размер или цвет) — не всегда;
- возможно долгое ожидание доставки;
- возможно мошенничество;
- не все поставщики работают с физлицами.
Практика
О том, как заработать на интересе россиян к совместным закупкам, «Секрет» рассказывал на примере интернет-сервис «Складчина». Он работает так: покупатель добавляет товар в корзину, на его карте замораживается сумма покупки. При наличии двух заказов на товар система выставляет его на главной странице и проводится редукцион (торги на понижение) — при появлении каждого нового участника закупки цена товара снижается. По окончании редукциона цена останавливается и списывается из замороженной суммы, разница с первоначальной ценой остаётся на карте покупателя.
По словам создателя сервиса Константина Богданова, его поразило, что основными клиентами стали пенсионеры, притом что ориентация была на домохозяек и молодых мам. Он отмечает, что чем труднее ситуация в экономике, тем выше спрос на совместные закупки.
Статью проверила:
Антонина Шаркова, д. э. н., профессор, руководитель департамента отраслевой экономики Финансового университета при Правительстве РФ