13 сентября в 22:14
2 мин.

Что такое пузырь (в экономике). Объясняем простыми словами

Пузырь — ситуация на рынке, при которой рыночная цена актива существенно и необоснованно завышается.
Что такое пузырь (в экономике). Объясняем простыми словами

В основе термина лежит метафора мыльного пузыря — в условиях ажиотажного спроса цены на активы постепенно растут, а потом резко падают — пузырь лопается. Схлопывание пузыря, особенно в большой и значимой отрасли, может вызвать экономический спад и даже кризис.

Среди традиционных причин возникновения пузырей — низкие процентные ставки и высокий уровень инфляции.

«Теория большего дурака» связывает возникновение пузыря с поведением участников рынка, которые покупают активы по завышенным ценам в надежде перепродать по ещё более высоким ценам. В какой-то момент новых желающих не находится, владелец оказывается большим дураком — и пузырь схлопывается.

Пример употребления на «Секрете»

«Программа льготной ипотеки взвинтила цены на квартиры в новостройках. ЦБ предупреждает, что продление программы может “перегреть” рынок. Однако о полноценном пузыре говорить пока рано: даже несмотря на снижение реальных доходов населения, регулятор ожидает, что россияне сохранят интерес к ипотеке и после отмены льготной программы».

(Из материала о ситуации на рынке недвижимости в 2021 году).

Нюансы

Пузыри могут возникать в активно развивающихся новых областях экономики. Так, в 1840-х годах в Великобритании сильно вырос спрос на акции железнодорожных компаний (железная дорога там появилась в 1825-м). Правительству пришлось ужесточить законодательство, и акции скупили за бесценок крупные компании. В период бурного развития интернета «надулся» пузырь доткомов: акции быстро множащихся IT-проектов быстро росли, а потом резко рухнули, обанкротив огромное количество интернет-компаний. Теперь чаще всего пузырём называют криптовалюты, особенно — биткоин.

Забавный факт

В XVII веке Нидерланды охватила тюльпаномания. Тюльпан, завезённый в Европу с Востока, стал ценностью наравне с драгоценными металлами. Среди художников возник особый жанр — «портрет тюльпана». Неудивительно, что спрос на луковицы тюльпанов стал поистине сумасшедшим: известны случаи, когда человек менял дом на одну или несколько луковиц. Через некоторое время луковицы стали перепродавать, не выкапывая из земли, спекулянты перепродавали расписки на поставку луковиц, а потом и вовсе стали торговать условными единицами веса луковицы (чтобы получить прибыль от её прироста). Так продолжалось, пока цены не упали и большинство тюльпаноманов не разорилось.

Статью проверила:

Юлия Афанасьева

аналитик ФГ «Финам»

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе